Фламенко на гитаре. Приемы игры в стиле испанского фламенко с аккордами и упражнениями

фламенко на гитаре

 

Содержание статьи

Фламенко на гитаре. Общая информация

Фламенко – это стиль гитарной игры, который пришел к нам прямиком с родины гитары – Испании. Он заключается в очень четкой и быстрой игре пальцами, и в нем имеются элементы, не свойственные для обычного исполнения произведений на этом инструменте. Благодаря им фламенко приобретает тот самый испанский колорит и характерное звучание.

Разумеется, освоение этого стиля – опциональная вещь для гитариста. Если вы решили попробовать сделать это – то данная статья даст вам полное понимание того, из чего он состоит и как играть фламенко.

 

Уроки фламенко гитары. Тонкости обучения стилю

Уроки фламенко гитарыСтоит сразу оговориться, что данный стиль исполняется исключительно пальцами. Забудьте о медиаторах, поскольку так играть этот стиль невозможно. Поэтому первый совет, который можно дать – тренируйте координацию пальцев. Это касается не только правой, но и левой руки, поскольку внутри композиций имеется масса приемов, которые исполняются при помощи легато. Кроме того, в данном случае крайне важна скорость и атака ваших пальцев.

Поэтому прежде всего тренируйтесь играть медленно и постепенно наращивать темп. Касательно правой руки – большая часть произведений жанра фламенко исполняются при помощи особого приема – расгеадо – веерным ударом четырьмя пальцами. Скорее всего, он не получится у вас сразу, и пальцы придется тренировать. Делайте это постепенно, один за другим.

 

Базовые приемы игры на гитаре фламенко

Ниже представлены классические приемы, из которых и состоит фламенко.

 

Расгеадо одним пальцем

В широком понимании, как уже было сказано выше, расгеадо – это веерный удар по струнам. Вы как бы поджимаете их и выстреливаете, проводя по всем струнам одновременно. На высоких скоростях происходит так, что когда мизинец только касается струны, ваш указательный палец уже готов к новому удару.

игра на гитаре фламенко - Расгеадо игра на гитаре фламенко - Расгеадо

В самом начале вашего освоения фламенко вам надо научится делать эти удары. Начните только с одного пальца – просто бейте по струнам сверху вниз. После этого подключайте второй, и так далее.

Видео с примером (на английском языке, но знание языка не требуется, смотрите практические приемы и важные детали). Далее в статье будут другие видео из этого же цикла уроков.

 

Альтернадо

Данный прием представляет из себя простое чередование большого и указательного пальца в игре по струнам. Он используется для того, чтобы одновременно играть басовую и мелодическую партию на одном инструменте. Рука как бы наклоняется немного вперед, и вы последовательно дергаете басовую струну и струну текстуры.

фламенко на гитаре - альтернадо

 

Пульгар

Пульгар с испанского переводится как «большой палец». По сути, эта техника представляет из себя просто удар по струне при помощи большого пальца, достаточно сильного, чтобы выделять и акцентировать басовую составляющую мелодии.

 

Легато

Виды легато во фламенко никак не различаются с легато в обычной музыке. Они бывают восходящие – когда вы с ноты ниже переходите на ноту выше, и нисходящие – когда процесс происходит наоборот.

фламенко на гитаре - легато

 

Арпеджио

Арпеджио – это перебор на гитаре нот от самой высокой к самой низкой, или наоборот. Виды арпеджио во фламенко также никак не отличаются от обычной музыки.

фламенко на гитаре - арпеджио

 

Гольпе

Гольпе – еще один способ игры, который свойственен только фламенко. Он состоит в ударе ногтями по деке гитары, для получения перкуссионного звука. Это значительно расширяет аккомпанирующие возможности гитары и позволяет ей использоваться в качестве шумового инструмента.

 

Техника тремоло в 5 ударов

Эта техника несколько отличается от классического тремоло на гитаре, поскольку вместо четырех стандартных ударов к ним добавляется пятый. Это несколько ломаный ритм, к которому надо привыкнуть, однако это придется сделать, поскольку данная техника – основа основ всего фламенко.

 

Испанская гитара фламенко

Виды и отличия от классической гитары

Испанская гитара фламенкоГлавное ее отличие от классической гитары – в специальной пластинке гольпеадоре, которая защищает деку от ударов по ней во время исполнения приема гольпе. Кроме того, на гитаре фламенко чаще всего стоят нейлоновые струны, и по своей конструкции она максимально близка к классической гитаре.

 

Можно ли играть в таком стиле на обычной акустической гитаре

Испанская гитара фламенкоДа – можно. Но стоит учитывать, что это более сложно, поскольку струны на акустической гитаре более жесткие, и атака по ним должна быть сильнее. Кроме того, не стоит забывать и о гольпеадоре, который отсутствует на акустических гитарах.

 

 

Читайте также: Фламенко ноты для гитары

 

Аккорды фламенко

Чаще всего аккорды фламенко играются в открытом виде, и ниже указано, как они ставятся. Обратите внимание на то, что они располагаются не совсем так, как на стандартной гитаре.

 

Испанские аккорды от E (ми-мажор)

Испанские аккорды от EЭто классический испанский аккорд. Для того, чтобы поставить его, поместите свой указательный палец на второй лад третьей струны, безымянный на третий лад четвертой струны, а указательный – над ним, на третий лад пятой струны. Освоив этот стандартный аккорд, и изучив игру гамм на гитаре, вы сможете без проблем поставить все вариации от него.

 

Вариации аккорда на 3-ем и 5-ом ладу

Аккорд E - Перемещение аккорда на 3-ий и 5-ый лад

 

Испанские аккорды от A (ля-мажор)

Испанские аккорды от AСтандартный испанский мажорный аккорд от ноты Ля ставится таким образом:

— Указательный палец ставится на третий лад четвертой струны;

— Средний палец ставится на третий лад третьей струны;

— Безымянный палец ставится на третий лад второй струны.

 

Вариации на 3-ем и 5-ом ладу

Аккорд A - Перемещение аккорда на 3-ий и 5-ый лад

 

Испанские аккорды от D (ре-мажор)

Испанские аккорды от DОпять, же в данном случае классическая форма аккорда D меняется, сдвигаясь на один лад. Выглядит это так:

— Указательный палец на третьем ладу четвертой струны;

— Средний палец на третьем ладу первой струны;

— Безымянный на четвертом ладу второй струны.

 

Вариации на 3-ем и 5-ом ладу

Аккорд D - Перемещение аккорда на 3-ий и 5-ый лад

 

Прогрессия аккордов Am-G-F-E с надстройками

Это классическая аккордовая испанская прогрессия. Ее исполнение потребует техники баррэ, поэтому позаботьтесь о развитии техники игры на гитаре. При этом их можно изменять и модулировать – благодаря тому, что вы используете техники фингерстайла. Попробуйте добавить дополнительную тонику в привычную аккордовую схему – например, в Am добавить тонику F, чтобы плавно перейти в следующую позицию. Экспериментируйте с этой прогрессией – обязательно опираясь на классические гаммы.

 

Пример стандартной прогрессии

Прогрессия аккордов Am-G-F-E

Прогрессия аккордов Am-G-F-E обзначение

 

Пример прогрессии с надстройками

Прогрессия аккордов Am-G-F-E с надстройками

Табы прогрессии

 

Простые упражнения

В целом, упражнения не различаются с теми, которые используются во время обучения игре фингерстайлом. Тренируйте свои переборы и левую руку, чтобы она не отставала от правой, а также старайтесь, чтобы все звучало ровно и без призвуков.

Кроме того, существует упражнение на отработку расгеадо. Ваша задача в том, чтобы поочередно разгонять свои пальцы, привыкая к координации. Сначала вы ровно и четко проводите указательным пальцем по всем струнам снизу-вверх, после чего подключаете второй палец, и так далее. Это делается медленно, пока вы не привыкните к движениям.

Отрабатывайте отдельные приемы и элементы, потихоньку соединяя их. Используйте гитару как перкуссионный инструмент, медленно добавляя к музыке удары гольпе.

 

Упражнение 1

фламенко на гитаре- Паттерн 1

 

Упражнение 2

фламенко на гитаре

 

Упражнение 3

фламенко на гитаре

 

Упражнение 4

фламенко на гитаре

 

Упражнение 5

фламенко на гитаре

 

Гаммы фламенко

Также существуют гаммы, которые свойственным именно стилю фламенко.

 

Натуральный ля-минор

Ноты натурального ля-минора выглядят так: Ля – Си – До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля

Гаммы фламенко натуральный Ля-минор

И располагаются точно также, как и в обычной музыкальной теории.

 

Гармонический ля-минор

Гармонические ходы добавляют музыке характерный восточный колорит. Ноты гармонического ля-минора выглядят так:

Ля – Си – До – Ре – Ми – Фа – Соль – Соль-диез – Ля

Гаммы фламенко гармонический Ля-минор

По факту, гармоническая гамма строится на дополнительном полутоне перед восьмой ступенью.

 

Знаменитые гитаристы «фламенко»

Пако де Лусия

Пако де ЛусияРодился в 1947 году. Его отец и сейчас широко известен как виртуоз жанра фламенко. На гитаре его научил играть именно он, и благодаря нему Пако де Лусия с раннего детства уже освоил инструмент. Уже в 11 он давал свои первые концерты, и получил широкую известность в своем городе и за его пределами. Является основоположником стиля «Новое Фламенко», в который вплетаются и другие музыкальные жанры.

 

Андрес Сеговия

Андрес СеговияЯвляется одним из главных популяризаторов гитары в мире. Именно он впервые задумался над тем, чтобы сделать гитару не аккомпанирующим, а солирующим инструментом. Поэтому он активно выступал в различных городах именно с сольной программой. Он собирал большое количество публики, и параллельно добивался того, чтобы в консерваториях открывали классы гитары. Это ему удалось – и сейчас гитара действительно стала одним из основных инструментов в музыке вообще.

 

Эл Ди Меола

Эл Ди МеолаБолее современный гитарист, который играет не в стиле чистого фламенко, но вплетая в эту музыку элементы джаза, арабской и латиноамериканской музыки. Он играет на акустической гитаре со стальными струнами, в отличие от многих других гитаристов этого жанра. Является признанным виртуозом, и до сих пор записывает альбомы и дает концерты.

 

Пако Пенья

Пако ПеньяСовременный гитарист, который до сих пор дает концерты и записывает музыку. Впервые выступил на сцене в двенадцать лет, и с этого времени постоянно совершенствует свои навыки. Признанный виртуоз, создавший университетский курс по фламенко. Выступал со множеством известных гитаристов, таких как Джимми Хендрикс.

 

 

Пепе Ромеро

Пепе РомероОдин из самых известных гитаристов планеты. Разработал особую технику, которая получила название «Техника тысячи пальцев» и дала толчок к развитию огромного числа гитаристов со всего мира. За вклад в музыку в 1996 году был удостоен музыкальной премии Андалузии.

 

 

Армик Дашчи

Armik DashchiЕще один гитарист, который играл так называемый «Новый Фламенко», в котором он соединил этот жанр с джазом и другими направлениями музыки. Впервые начал играть фламенко после выступления Пако де Лусии. Свои альбомы он выпускает до сих пор, зачастую записывая по несколько пластинок в год.

 

Подпишитесь на рассылку «Pereborom.ru»
 Каждую неделю мы будем присылать вам только интересную и полезную информацию по основным темам:
• Уроки гитары
• Разборы песен

Никакого спама!

Особенно рекомендуем подписаться начинающим гитаристам. Не упускайте возможность бесплатно получить обучающие материалы, важные советы и практику игры на примере разборов песен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *