Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.

последовательность аккордов

Аккордовая последовательность – что это?

Аккордовой последовательностью называют музыкальную гармонию, составленную из трезвучий – аккордов, сыгранных на каком-либо инструменте. Они должны находиться в одной тональности и не дисгармонировать друг с другом – то есть звучать естественно и красиво. Умение ее создавать является основным навыком любого музыканта, поскольку именно с нее и начинается весь процесс аранжировки и сочинения песни. В этой статье мы подробно рассмотрим аккордовые последовательности, расскажем об их построении и применении на практике.

 

Применение последовательностей аккордов

Применение последовательностей аккордовВо-первых, это, разумеется, сочинение собственных песен. Знание того, как построить аккордовую последовательность, поможет вам сходу сочинить простую мелодию, без вынужденной необходимости подбирать ее на слух. Вы начнете понимать, что вы делаете, и при необходимости подстраиваться под других.

 

 

Кроме того, знания, полученные из этой статьи, помогут вам в импровизации аккордами, что значительно упростит вам процесс джемов с группой, а также, опять же, в сочинении своих композиций. Стоит также сказать и о том, что информация в этой статье относится не только к аккордовым прогрессиям – но и вообще универсальна для всей музыки. То есть, усвоив материал отсюда, вы поймете, как вообще работает гармония и композиция.

 

Примеры последовательностей аккордов

Хрестоматийный пример аккордовой прогрессии – это знаменитые «три блатных аккорда», являющиеся на самом деле классической блюзовой последовательностью – Am, Dm, E. Они идеально входят в свои тональности и звучат гармонично и ровно.

Akkord DmAkkord E

 

 

 

Еще один пример, также взятый из песни – это Bm, G, D, A. Она находится в тональности Bm, и также все аккорды прекрасно подходят друг к другу, создавая характерное блюзовое звучание. Однако, это только отдельные примеры, которые не иллюстрируют общей картины.

 

Как построить аккордовую последовательность

Основная информация

Для начала, давайте вспомним, из чего состоят аккорды. Трезвучия – это ноты, входящие в гамму, которые особым образом выстроены между собой. В случае с минорными аккордами это тоника – малая терция – большая терция, а в случае с мажорными – тоника – большая терция – малая. При этом тоника, как мы уже сказали, берется непосредственно из гаммы.

Пример гаммы Ля -минор

Гамма Ля-минор

В этом и заключается вся фишка построения последовательностей аккордов – вам надо понять, какие ноты на грифе гитары входят в гамму и по их тоникам выстраивать трезвучия. Но как понять, какие ноты входят в тональность? В этом вам поможет такая вещь как кварто-квинтовый круг тональности.

 

Кварто-квинтовый круг

Всего существует 24 тональности, 12 минорных, и 12 мажорных – то есть на каждую из нот. Разумеется, классическая музыка считает их немного по-другому – разделяя понятия бемоль и диез, однако для удобства понимания мы этого не будем делать. Все они строятся по своему особому принципу.


Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru. 45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.

Мажорная тональностьтоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон с возвращением в тонику.

Минорная тональностьтоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон с возвращением в тонику.

При этом зачастую эти ноты пересекаются между собой, то есть в разные тональности могут входить одинаковые ноты. Это очевидно и понятно. Однако все тональности имеют свои зеркальные пары – так называемые сингармонические, или параллельные. В них абсолютно одинаковые ноты, и именно для запоминания таких пар мы и представим кварто-квинтовый круг.

Выглядит он следующим образом:

Кварто-квинтовый круг

Самое главное, что здесь надо запомнить, это то, что параллельные тональности расположены друг от друга на расстоянии трех полутонов. Например, если мы возьмем тональность Ля-минор, то от ее тоники – Ля – надо отсчитать три полутона вверх – Ля-диез – Си – До – и последняя нота будет той самой параллельной мажорной тональностью. Таким образом вы сможете, отстроив по схеме, указанной выше, гамму, понять, какие в нее входят ноты, и исходя из них построить аккордовую последовательность.

Конечно, на первый взгляд это может показаться сложным, однако все намного проще, чем вы думаете – самое главное не просто читать данную статью, но и одновременно подбирать ноты на гитаре.

 

Последовательности аккордов в тональности

Ниже мы представим входящие в параллельные тональности ноты, от которых можно строить минорные и мажорные аккорды. Кроме того, вы можете использовать эту таблицу для лучшего понимания принципа построения аккордовых прогрессий.

Мажорная тональностьМинорная тональностьВходящие ноты
До-мажорЛя-минорC – D – E – F – G – A – B
До-диез-мажорЛя-диез-минорC# – D# – F – F# – G# – A# – C
Ре-мажорСи-минорD – E – F# – G – A – B – C#
Ре-диез-мажорДо-минорD# – F – G – G# – A# – C – D
Ми-мажорДо-диез-минорE – F# – G# – A – B – C# – D#
Фа-мажорРе-минорF G A A# C D E
Фа-диез-мажорРе-диез-минорF# – G# – A# – B – C# – D# – F
Соль-мажорМи-минорG – A – B – C – D – E – F#
Соль-диез-мажорФа-минорG# – A# – C – C# – D# – F – G
Ля-мажорФа-диез-минорA – B – C# – D – E – F# – G#
Ля-диез-мажорСоль-минорA# – C – D – D# – F – G — A
Си-мажорСоль-диез-минорB – C# – D# – E – F# – G# – A#

 

Просто используйте информацию из данной таблицы и подставляйте под входящие в тональность ноты в любом порядке, чтобы создать красивые последовательности аккордов. Помните, что для большей части из них вам понадобится научиться ставить баррэ на гитаре, поэтому стоит учесть этот навык в своем плане обучения.

 

Частные случаи и моменты

последовательность аккордов в тональности

Кроме этого, существуют частные случаи и моменты, когда аккордовые последовательности могут выходить за рамки обычной гаммы.

  1. Дополнительные поднятые ступени. К ним относится, например, гармонический минор, где в гамме появляется дополнительная, восьмая нота, на расстоянии полутона от последней. То есть, например, в гамме до-мажор, между нотами A и B появится нота A#. Это придаст мелодии восточное звучание, и попробуйте поэкспериментировать с ними. То же самое относится и к пентатонике, особенности которой стоит учитывать в вопросе гармонии, особенно если вы играете блюз.
  2. Аккорды с надстройками. Не бойтесь изменять стандартные формы трезвучий для достижения более интересного звука. Используйте и добавляйте новые ноты к уже существующим вариантам аккордов, надстраивайте тонику и поднимайте ступени – просто опираясь на круг и представленную таблицу.
  3. Progressive-музыканты, которые играют структурно сложную и интересную музыку, например, Tool или Pink Floyd, также изменяют и нарушают правила гармонии. Например, добавляют тот же A# в тональность до-мажор, или добавляют другие ноты, чтобы это звучало интересно. Вы можете делать так же – однако в данном вопросе стоит углубиться в изучение теории, чтобы понимать, какие аспекты можно нарушать, а какие – нельзя.

 

Общие советы

красивые последовательности аккордов1. Обязательно разучите представленную таблицу и запомните кварто-квинтовый круг тональности, чтобы быстрее и лучше ориентироваться внутри музыки.
2. Научитесь тому, как быстро переставлять аккорды на гитаре, особенно если хотите играть интересные мелодии перебором.
3. Тренируйте свой слух, особенно слышимость нот, чтобы понимать, в какой тональности играют другие музыканты, и при необходимости подыгрывать им.


Популярное на сайте:




Поддержать автора можно на карту Сбербанка 2202 2004 1296 6077

Альберт Гастинов

Автор сайта Перебором.ру и Бесплатного курса игры на гитаре, доступного на сайте в разделе Видео курс. С гитарой уже больше 10 лет. Играю на акустике, электрогитаре и бас-гитаре. Активно осваиваю Live Looping.

21 Replies to “Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.

  1. Если бы я так объяснял тебе решение задачи по теоретической механике, то ты бы не знал как и проволоку согнуть. Музыканты, блин. Мало того, что сами ошибок кучу наделали, так еще и объяснить тольком не умеете. А еще хотите, чтобы на ваш курс подписались. Придется искать более толковых учителей.

    1. Могу сказать что «Всем не угодишь!» Сайт посещает 5 млн человек в год, разных возрастов и уровней игры. Кто-то пишет хорошее, кто-то плохое. По поводу ошибок могу сказать так, у меня много музыкальной литературы, причем не дешевой и очень разнообразной и в ней представляете, тоже есть ошибки. Что теперь книгу сразу выкидывать? И искать идеальную новую? Конечно нет! Поэтому, если вам действительно нужно что-то узнать по этой теме, то из этой статьи вы можете извлечь пользу. Поймите результат зависит не только от материала, сайта или преподавателя, многое зависит от самого ученика. Готовность разбирать что-то новое, быть открытым и не искать быстрых успехов.

    1. Спасибо, что написали. Мы эту статью еще раз всю перепроверим на предмет ошибок, судя по количеству комментариев они есть и их надо исправить.

  2. Почему в статье сказано, что последовательность Bm, G, Dm, A находиться в тональности Bm? Нот аккорда Dm в ней нет.

    А после этого абзаца картинка с аппликатурой этих аккордов, но вместо A, там Am

  3. Здравствуйте! Как понять предложение в статье: При этом зачастую эти ноты пересекаются между собой, то есть в одну и ту же тональность могут входить одинаковые ноты. Ошибка?

    1. Здравствуйте, это ошибка. Там идет речь про одинаковые ноты в разных тональностях. Исправили, спасибо что уточнили

  4. Мда, просто используйте это что бы составить красивые последовательности. Это же так просто, просто берите и используйте! По сути не объяснили ничего.

    1. Здравствуйте. Ниже подробно разберу, на примере как все это делается. Получится как дополнение к статье.

      Для разбора возьмем пример по сложнее, тональность Си-минор.

      В таблице ноты представлены как параллельная тональность от Ре-мажор
      D – E – F# – G – A – B – C#

      Так как мы имеем тональность Си-минор, то звуки будет строить именно от этой тоники, порядок нот в гамме будет следующий (звуки остаются такие же, последовательность тоже):
      B – C# – D – E – F# – G – A

      Теперь используя «Кварто-квинтовый круг» и ноты гаммы мы можем определить все аккорды, которые входят в нашу тональность.

      Обозначения цветов:
      Синий — тоника
      Красный — мажорные аккорды
      Зеленый — минорные аккорды
      Желтый — уменьшенное трезвучие С#dim, но в последовательности его можно использовать как аккорд C#m.

      Получаем: последовательность аккордов в данной тональности:
      Bm – C#m – D – Em – F#m – G – A

      Имея основу этих трезвучий, можно составлять разные варианты. Первым конечно должен быть аккорд Bm.

      Примеры последовательностей в Си-минор:
      1) Bm – A – G – A – Bm – F#m – G – A
      2) Bm – D – A – E – G – A – E – E7 — здесь вместо Em играем E-мажор и его септаккорд
      3) Bm – Em – A – D
      4) Bm – Em – F#m – Bm
      5) Bm – Em7 – G – D-A
      6) Bm – D – F#m – Em – F#m – Bm
      7) Bm — C#m — Em — F#m
      8) Bm — G — F#m7 — D — A
      9) Bm — A — Em — G — F#m — куплетная часть из песни Король и Шут — «Проклятый старый дом»

      Этот список неполный, здесь нужно экспериментировать. Если есть какой-то мотив, можно попробовать сыграть его на предложенных аккордах, если не комфортно петь или играть, то для удобства можно транспонировать аккорды в другую тональность.

      1. Здраствуйте. Спасибо за статью и дополнение к ней, но в этом объяснении мне всё же непонятно, почему мажорные аккорды именно на нотах G,D,A строятся, а минорные — на остальных. Те же соль и ля есть и на внутреннем круге минорных тональностей. Не могли бы вы прояснить пожалуйста.

        1. Здравствуйте. Ноты D, G, A в минорной гамме Си-минор Bm находятся на 3, 6, 7 ступени B–C#–D–E–F–G–A (на этих ступенях в любой минорной тональности будут мажорные аккорды). Ступень это по простому порядковый номер ноты в гамме. Минорная гамма строится по определенной формуле тоника-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. И вот благодаря наличию в этой гамме интервалов в полутон как раз и образуются минорные аккорды Bm, Em, F#m и откладывая от них следующий интервал по формуле мы получаем как раз мажорные аккорды.

          А на квинтовом круге на внешней стороне все мажорные, внутри минорные. Чтобы не запутаться. Просто используйте по аналогии с примером на картинке. Это работает как для минорных, и так для мажорных тональностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *