Бой Высоцкого – вступительная часть
Содержание статьи
Бой Высоцкого – один из самых известных в России гитарных штрихов, который учит каждый начинающий музыкант. Он представляет собой модернизацию ряда вальсовых штрихов и переборов, которые благодаря упору именно на ритм, а не мелодику, значительно увеличивают уровень передачи эмоций через стихи. Данная статья полностью посвящена этому способу игры на гитаре. В ней вы найдете схему боя Высоцкого, а также все варианты ее модернизаций.
Как играть гитарный бой Высоцкого — важные детали в технике игры
Стоит сказать, что во многих песнях Высоцкий играл по-разному, и этот момент стоит прочувствовать и учесть. В отношении его песен это особенно важно – потому что исполнитель четко задавала ритмический рисунок и пульсацию, благодаря чему ему было легче расставлять акценты во время пения, а также выделять особо важные смысловые части. Поэтому технически вам стоит поработать над рассинхронизацией правой руки со всем остальным телом, чтобы пальцы могли задавать ритм независимо от каких-либо других вокальных рисунков.
Читайте также: Как играть бой Цоя
Вальсовые варианты боя
Все представленные здесь варианты штрихов есть не что иное, как модернизация вальсовых боев, которые играются с небольшими изменениями. Каждая из схем соответствует отдельной песне, однако ничто не мешает вам использовать их в своих композициях. Кроме того, помните, что все приведенные ниже схемы играются в размере 3/4 – то есть считаются как «Раз – два – три».
Схема 1
Данный штрих использовался Высоцким в композиции «Звезды». Выглядит он так:
Кроме того, играться он может еще и так:
Либо же вообще таким образом:
Схема 2
Второй вариант встречается в песне под названием «Дальний Восток», и играется таким образом:
Старайтесь играть так, чтобы данный штрих умещался в тот самый вальсовый размер и шел на счет «Раз – два – три».
Ударные варианты боя
Данные типы гитарных боев играются непосредственно штрихом, без каких-либо замысловатых переборов. Приведенные ниже способы игры имеют довольно много общего с песнями блатным боем. Учтите, что место, которое в схеме обозначено как «текстура» играется одновременным защипыванием первой, второй и третьей струны. Сам ритм играется в размере 4/4.
Схема 3
Эта схема боя используется в «Песне-сказке про джина», а также в массе других не менее известных композиций. Выглядит он так:
Схема 4
Этот тип штриха используется в знаменитой песне про Утреннюю гимнастику. Играется он очень просто:
Это все, на протяжении всей композиции рисунок остается таким же.
Схема 5
При помощи этой фигуры играется «Песня рябого», а также несколько других его композиций. Это также очень простой способ игры, и выглядит он так:
В большинстве случаев внутри композиций рисунок никак не меняется.
Схема 6
Немного усложненный вариант блатного штриха, который используется в такой песне, как, например, «Баллада об уходе в рай». Схема выглядит так, и даже новичок без проблем поймет ее и научится играть:
Обратите внимание на то, что в данном случае акцент выставляется на ударе вверх. Это может немного запутать, однако достаточно просто некоторое время попрактиковаться, и вы привыкните к этому.
Схема 7
Еще более замысловатый вариант, который можно услышать в композиции «Большой Каретный». Схема этой фигуры выглядит таким образом:
Для того, чтобы освоить этот бой, понадобится какое-то время поделать упражнения для игры на гитаре – поскольку это нужно для того, чтобы пальцы лучше слушались и играли ровнее.
Маршевые варианты боя
Маршевые бои исполняются без щипков и переборов. По сути это классические штрихи, которые использовались Высоцким для более выразительного исполнения песен.
Фигура 8
Эта элементарная схема используется для исполнения песни «Парус», а также других. Играется она невероятно просто:
Вы просто совершаете это движение на протяжении всей композиции, сменяя аккорды, и таким образом играете ее всю.
Фигуры 9 и 10
Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru. 45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
Эти штрихи используются в песне «Вершина». Стоит отметить, что исполняя ее, вы можете выбрать тот вариант, который будет максимально удобен вам.
Вариант первый выглядит так:
Второй вариант играется следующим образом:
Стоит отметить, что второй способ более естественный для руки, поэтому, скорее всего вам будет проще играть именно таким образом. В любом случае, попробуйте оба варианта.
Фигура 11
Данный бой встречается в композиции «Баллада о Кокильоне». Это довольно сложный рисунок, который имеет один нюанс – он заключается в том, что глушение струн тут выполняется не правой, а левой рукой. Выглядит схема так:
И все продолжается дальше по кругу. Это довольно интересный бой, который может хорошо звучать, однако далеко не всегда.
Разбор боя Высоцкого в популярных песнях
Как мы уже говорили выше, по сути каждый из «Боев Высоцкого» — просто уникальный штрих, которым он играл ту или иную композицию. И если иногда один и тот же рисунок исполнялся в разных песнях, то бывало и такое, что одна схема использовалась только в одной композиции.
«Песня о друге» бой
Этот штрих относится к одному из вальсовых боев Высоцкого. Он состоит из трех различных ударов, которые играют в классическом размере 3/4. Схема выглядит так:
И так продолжается до самого конца песни.
«Очи черные»
Это еще одна фигура, относящаяся к «Блатным». Она не очень сложна, и в целом ее легко освоит даже новичок. Выглядит она так:
Все это повторяется на протяжении всей композиции. Струны при этом глушатся стандартным способом, без каких-либо изменений.
«Я из дела ушел»
Это еще одна вариация блатного боя, который отличается от обычного наличием проигрыша между ударами по басовым струнам. Схема выглядит так:
«Я не люблю» бой
Этот маршевый бой смешан с блатным. Он условно состоит из трех частей, которые играют поочередно таким образом:
Далее идет следующий кусок:
После этого играется это:
И после этого вы возвращаетесь в исходную позицию и продолжаете играть.
«Корабли»
Эта фигура представляет из себя классическую «Восьмерку», которая играется таким образом:
Перебор Высоцкого — Схемы игры
Кроме того, у Высоцкого были еще и свои манеры игры перебором.
Шестерка
Это стандартные типы переборов, которыми пользуется любой начинающий гитарист. Они выглядят так:
Восьмерка
Романсовый перебор (3 схемы)
Обычно в такой манере исполнялись романсовые композиции. Всего их три типа.
Схема первого:
Схема второго:
Схема третьего:
Заключение и советы
Игра аккордов боем Высоцкого – отличный способ для новичка освоить большую часть аспектов техники и манеры исполнения различных песен. С помощью этих песен вы, если не ответите на вопрос как быстро научиться играть на гитаре, однако значительно продвинетесь в своих исполнительских навыках. В целом, по этой теме нет каких-то особых советов – самое главное, чтобы вы играли чисто и ровно.
Популярное на сайте:
- Мелодии на гитаре
- Песни на 1 струне
- Разборы песен
- 45 видео уроков для начинающих
- Видео курс по игре медиатором
Поддержать автора можно на карту Сбербанка 2202 2004 1296 6077
Надо понимать, что Высоцкий во всех своих боях глушит только левой рукой. Глушение правой он не использовал. Это возможно только играя в русском семиструнном строе. Если глушить правой рукой, то будет совершенно другое звучание. Фигура 8, например, при глушении правой будет звучать, мягко говоря, не очень. С уважением, Иван (Haseo596)