Вальсовый бой на гитаре. Общая информация
Содержание статьи
Среди разнообразных приёмов исполнения стоит особняком вальсовый бой. И хотя он часто используется в дворовой гитаре, не каждый новичок знает эту технику. Но наступает момент, когда хочется выучить песню в ритме «три четверти». Разумеется, название пошло от танца, который и написан в данном размере. Зародился жанр примерно в далёком 1600-м году, но стал популярен в Австрии в 1780-х. Изначально исполнялся преимущественно на фортепиано и клавесине. Позже перешёл на другие инструменты, в том числе и гитару.
Вальсовый ритм 3/4
При исполнении бой вальс на гитаре рекомендуется создавать ощущение танцевальности. Ритм «раз-два-три», знакомый с детства, можно отстукивать ногой либо пальцем по гитаре. Первая доля чаще всего сильная («РАЗ-два-три»). Поэтому при его отработке стукните первый удар сильно, а два других слабее. При этом темп не должен спадать, не должно быть замедления. Старайтесь добиться плавности исполнения, чтобы ваша рука «скользила» по струнам, а песня лилась, словно горная река.
Поэтому, чтобы лучше понять специфику этой ритмической фигуры, советуем послушать несколько вальсов. Например, всеми известное произведение Евгения Доги из советского фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Из эстрады наиболее показателен «Эти глаза напротив» (Ободзинский или Киркоров). Среди любителей дворовых песен и шансона хорошим примером послужит «Девочка-пай» Михаила Круга.
Важные детали исполнения
Чаще всего используется ритм «УМ-ца-ца», где «УМ» это басовая струна, а «ца-ца» два удара по аккорду. Для разных произведений используются различные приёмы звукоизвлечения.
Басы
Если вы играет «классический» вальсовый бой на гитаре, то чаще всего схема будет такая: «бас-щипок-щипок – бас2-щипок-щипок». То есть важным условием является чередование басов. На один аккорд их может быть 1, 2 и даже больше (в более сложных произведениях). Бас дёргается сверху вниз. В большинстве случаев глушить его не нужно. Но если песня требует такого оттенка, то после извлечения звука следует положить место между ребром ладони и её мягкой стороной (примерно 2 см от основания мизинца) на басовые струны. Более простой вариант – положить подушечку большого пальца на басовую струну, которая не должна звучать. После этого три ваших пальца (указательный – средний — безымянный, иногда мизинец) дёргают струны аккорда приёмом «щипок». Щипки должны быть чёткими и быстрыми, «не зажёванными».
Ритм
Стоит упомянуть, что не всегда схема будет стандартной «1-2-3». В зависимости от трека, четвертная нота может разделяться и на две восьмых во второй доле («Раз – ДВА ДВА-три»), и на две восьмых во 2-ой и 3-ей долях («Раз-ДВА два-ТРИ три).
Вторую и третью доли играют ударами «вниз». В зависимости от добавления восьмых, добавляют и удар вверх. Например, схема («Раз-ДВА ДВА-три») будет выглядеть: «Бас-ВНИЗ ВВЕРХ-вниз».
Если вы играете вальсовый аккомпанемент на гитаре пальцами, то удары по аккорду делаются также, как и в других видах – указательным или несколькими, сверху вниз и снизу вверх (подробнее в схемах).
Медиатор
Если вы играет вальсовые переборы, то можно использовать медиатор. Однако при его применении приходится глушить басовую струну первым «сложным» вышеописанным образом.
Разумеется, медиатор широко применяется, если исполнять вальсовый бой. Здесь уже басы дёргаются на усмотрение автора, так как произведение может подразумевать эмоциональную быструю игру. Во время кульминационных моментов таких песен, как Ария «Штиль» следует играть по всему «аккордовому полотну», не растрачиваясь на басы. Но не стоит забывать и о ритме, удерживая темп вальса.
Простой вальсовый бой на гитаре. 6 вариантов схем с табулатурами
Теперь ознакомимся с этой техникой на практике. В первой табулатуре перед вами «классический» вальсовый бой. Именно с него стоит начать обучение.
Схема вальсового боя #1
Бас-вверх-вниз (2 раза) на один аккорд. Прекрасно подходит для начального ведения басовой линии (ля – до – ре – соль).
Схема #2
А здесь как раз бас-щипок-щипок. Внимательно следите за басами – здесь они меняются 2 раза за такт.
Схема #3
Здесь идёт совмещение приёма арпеджио (перебор) и щипка. После извлечения баса указательным пальцем дёргайте третью струну, а средним и безымянным 1 и 2 соответственно.
Схема #4
Во второй доле встречаются две шестнадцатые ноты. Послушайте пример для полного понимания данного ритмического рисунка. Это совмещение арпеджио и боя. Чтобы понять разницу между двумя 16 + 8 и двумя 8 в доле – сыграйте схему 3, а следом прослушайте и простучите схему 4.
Читайте также: Как правильно заниматься на гитаре
Схема #5
Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru. 45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
Данный вариант следует играть с помощью медиатора. Бас играется переменным штрихом – то есть, чередуя вниз и вверх. Далее следует удар по звукам аккорда.
Схема #6
Здесь вновь нужно следить за ритмом. В первой доле присутствуют две 16-е ноты. Ритмически данный вариант частично пересекается с кантри на гитаре.
Сложный вальсовый бой на гитаре. 11 вариантов с примерами исполнения и табулатурами
Теперь посмотрим, как играется сложный вальсовый бой.
Фигура #7 боя Вальс на гитаре
Тот случай, когда ритм начинается со слабой доли и приходит в сильную третью (бас).
Фигура #8
Интересная ритмическая фигура. Она заимствует часть из приёма «расгеадо», часто используемого в испанской музыке. А конкретно – раскрытие ладони над струнами. Играем пальцами «вниз-вниз» по аккорду Am. Затем резко раскрываем ладонь и прижимаем струны её центром. Получается своеобразный «веер». После этого делаем подвздеваем снизу вверх пальцами.
Фигура #9
Фигура #10
Делаем глушение такое же, как в номере 8.
Фигура #11
Возможно, следует играть медиатором. Глушение производится снятием левой руки со струн и их заглушка подушечками пальцев. Эта схема подойдёт для переходных частей песен (бридж) или для разнообразия аккомпанемента.
Фигура #12
Особый акцент на первой доле – она здесь ведущая.
Ритмический рисунок Вальсового боя #13
Рисунок #14
Рисунок #15
Рисунок #16
Рисунок #17
Песни с вальсовым боем
Предлагаем посмотреть репертуар для разучивания этой ритмической фигуры. Все песни на русском языке и пользуются популярностью в компании. Поэтому их будет приятно учить.
- Олег Митяев – «Изгиб гитары желтой»
- Ария – «Штиль»
- Сплин – «Двое не спят»
- Денис Майданов – «Вечная любовь»
- Любэ – «Там, за туманами»
- Любэ – «Березы»
- Наутилус Помпилиус – «Прогулки по воде»
- Михаил Круг – «Девочка пай»
Заключение и советы
Чтобы лучше понять специфику данного боя, нужно слушать музыку в данном направлении. Причём пусть это будет не только поп и рок, но и классика, ведь великие композиторы написали много прекрасных вальсов.
Популярное на сайте:
- Мелодии на гитаре
- Песни на 1 струне
- Разборы песен
- 45 видео уроков для начинающих
- Видео курс по игре медиатором
Поддержать автора можно на карту Сбербанка 2202 2004 1296 6077
всеми известное произведение Евгения Доги из советского фильма «Мой ласковый и нежный зверь» написано в размере 12/8 ,а не 3/4
Все верно, произведение написано в размере 12/8. В статье речь идет не о размере, а о самой основе вальсового ритма «три четверти» и произведение предложено как пример для прослушивания.