Чеченский бой на гитаре. Общая информация
Содержание статьи
Одним из наиболее часто используемых и известных гитарных штрихов является чеченский бой на гитаре. Несмотря на то, что он считается народным штрихом, услышать его можно в огромном количестве современной музыки – даже включая такие направления, как панк-рок и тяжелый метал. Все дело в довольно необычной фигуре и интересно выставленных акцентах, которые неплохо ложатся на любой ритмический рисунок. В данной статье составлено полное обучение чеченскому бою на гитаре – все необходимые схемы, а также табулатуры, с помощью которых вы легко сможете научиться играть этим приемом.
Особенность исполнения кавказских мотивов
Как правило, чеченский бой на гитаре играется в очень высоком темпе, или шестнадцатыми нотами. Кроме этого, акценты в нем выставляются не на удары вниз, как при обычном гитарном штрихе, а вверх, на каждый третий удар. Из-за этого удерживать темп в чеченском бое довольно сложно, и вам придется сначала играть его медленно, и только потом постепенно ускоряться. Этим он очень сильно схож с фламенко на гитаре.
Если же пренебречь этим, то вместо ровного и чистого исполнения у вас почти наверняка получится каша с неровными ударами – что очень плохо при игре боем. Если же вы отработаете этот прием, то значительно расширите ваши возможности как музыканта.
Чаще всего чеченский бой используется как аккомпанемент на гитаре к песням и народным композициям.
Чеченский бой – Важные детали техники игры
Как уже было сказано выше, стоит серьезно обратить внимание на то, как в этом штрихе выставляются акценты. Это роднит чеченский бой с испанским боем, где так же нужно следить за ними.
Кроме этого, фигура играется пальцами, и нужно следить за координацией всей правой руки. Опять же – тем, кто разучивал бои фламенко, будет немного проще. В большей части схем используется прием нисходящее расгеадо, поэтому прежде чем играть кавказский бой на гитаре, отработайте его.
Ко всему этому добавляются высокие темпы игры, а также необходимость глушения струн на некоторых из схем. За всем этим следить довольно сложно, однако реально – нужно только медленно прорабатывать каждый аспект.
Кроме этого, обратите особое внимание на вашу технику баррэ.Если слабо зажать струны – то аккорд просто не прозвучит так, как надо. Кроме этого, на высоких темпах менять аккорд будет намного сложнее.
Чеченский бой на гитаре. 7 вариантов исполнения с табулатурами и аудио примерами
Ниже представлены семь схем чеченского боя на гитаре, к которым составлены аудиопримеры и табулатуры. В них вы найдете порядок ударов вверх и вниз, общую информацию по фигуре, а также практические советы, которые помогут выучить и сыграть все варианты боя правильно и ровно.
Схема #1. Простой вариант Кавказского боя на гитаре
Самый простой и базовый вариант того, как играть кавказский бой на гитаре. Он полностью играется только большим пальцем в таком порядке:
Вниз – вниз-вверх – вниз-вверх – вниз – вниз-вверх-вниз-вверх – и так далее. Обратите внимание на то, что табулатуры приведены в удобном для игры темпе. На самом деле чеченский бой играется намного быстрее – в темпах 150-180 bpm.
Схема #2
Этот вариант уже намного сложнее – за счет того, что он играется в триольной пульсации – то есть за один удар метронома вы должны делать три движения. Кроме этого, здесь имеется прием расгеадо, который может быть вам знаком по музыке фламенко. Выглядит фигура так:
Указательный палец вниз – безымянный и средний вверх – указательный вниз – безымянный и средний вверх – расгеадо тремя пальцами вверх.
Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru. 45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
Схема #3
Следующий пример задействует ваш большой палец. Выглядит штрих следующим образом:
Большой палец вниз – указательный вверх – вниз – вниз – указательный вверх – указательный вниз
Схема #4
Следующую фигуру использует исполнитель Амихран Масаев в своих композициях. Он представляет собой вариацию кавказского боя. Кроме этого тут присутствует прием глушения.
Большой палец вниз – большой палец вверх – расгеадо средним и указательным вниз – большой палец вниз – большой палец вверх – глушение.
Схема #5
По своей пульсации этот бой очень похож на первую схему, однако тут используются некоторые другие приемы игры. Выглядит он так:
Средний палец вниз – средний палец вверх – средний палец вниз – указательный вверх – средний вверх – указательный вниз – и так далее.
Схема #6
Следующая схема так же схожа с первой, однако в ней очень сильно меняется штрих. Главная особенность в том, что здесь все начинается с движения вверх. Играется этот бой только двумя пальцами – указательным и средним. По сути, здесь только два движения внутри темпа – указательный вверх, средний вниз. На этом строится весь рисунок.
Схема #7
Последняя фигура взята из песни Вахида Аюбова. Она точно так же играется со штрихом вверх, и представляет собой обычную восьмерку, сыгранную в высоком темпе. Движения точно такие же, как и в прошлой схеме – указательный бьет вверх, и потом средний вниз. Разница только в ритмическом рисунке.
Заключение и советы
Как и в любом другом случае, самый главный совет здесь – это играть под метроном и медленно. Отрабатывайте каждый удар и следите за координацией ваших движений. Старайтесь работать над звукоизвлечением – поскольку играть пальцем сложнее, чем медиатором. Начинайте с малых темпов, и пусть кавказский бой на гитаре не совсем хорошо звучит в этом виде – все равно это необходимо.
Если вы будете следовать этим советам, а также пользоваться аудио примерами и табулатурами – то очень быстро научитесь играть чеченским боем. Самое главное – не спешите и делайте все постепенно.
Популярное на сайте:
- Мелодии на гитаре
- Песни на 1 струне
- Разборы песен
- 45 видео уроков для начинающих
- Видео курс по игре медиатором
Поддержать автора можно на карту Сбербанка 2202 2004 1296 6077
Статья замечательная! Спасибо автору! Но хотелось бы отметить, что «Кавказским» этот бой можно назвать только весьма условно. Ну разве только в том ключе, что чеченцы — кавказцы, а значит их, т.е. чеченский бой, можно называть кавказским. В остальном же Кавказ (остальная часть региона) не имеет никакого отношения к данному бою, к его зарождению и развитию. Кавказ музыкально очень восточный. Особняком разве что стоят чеченцы с их фанатичной любовью к гитаре. Поверьте, бывал я в Чечне много раз. Там гитара уже давно стала самым настоящим музыкальным инструментом. У чеченцев очень богатая культура песен под гитару или как сами они называют её нохчи бард, хотя слово бард в России давно вышло из употребления, заменив на «авторская песня». Чеченский бой имеет больше 7 схем и все они так или иначе имеют конкретного автора. Классический чеченский бой — родоначальник чеченский бард Имам Алимсултанов, но более успешный популяризатор боевик и экстремист Тимур Муцураев, у которого есть парочка своих схем. Далее схемы чеченского боя разнообразили Ваха Берсанукаев, Хусейн Горчаханов, Заур Магомадов, Хасан Мусаев, Нука Успанов, Амирхан Масаев и Вахид Аюбов. Всё это многообразие и составляет Чеченский бой на гитаре, который кто-то ошибочно стал именовать Кавказским боем.
Шикарный комментарий! Прочитал как отдельную статью, дополнение. Соглашусь с тем, что история этого боя имеет отдельное направление и вариантов схем, которые можно назвать как чеченский (кавказский) бой значительно больше. Просто в описаниях и заголовках, мы использовали данные названия, потому что большинство посетителей сайта, сами их так называют. Поэтому мы использовали в статье доступный для читателя язык, чтобы было проще понять.
Большое спасибо за содержательный и развернутый комментарий. Он отлично дополнит наш материал.