Длительности нот и пауз в музыке. Как считать длительность нот

длительности нот

Длительности нот. Общая информация

Современный исполнитель вполне может не уметь читать ноты с листа, однако он обязан знать, как обозначаются и считаются их длительности. На данный момент это единственный способ понять ритмический рисунок любого музыкального отрезка, а также его пульсацию и маленькие детали. В данной статье мы подробно расскажем о длительности нот – как они обозначаются и как их считать.

 

Все длительности нот и пауз

Вся музыка делится на такты. Это отдельные кусочки композиции, внутри которых содержится какое-то количество нот, а также обозначаются слабые и сильные доли. Длительность такта зависит от музыкального размера – обозначения, сколько нот должно находиться внутри него, и которое определяет количество сильных и слабых долей.

Ноты делятся на целые, половинные, четверти, восьмые, и так далее – разделять их надвое можно бесконечно много, важно только то, чтобы их разделение всегда было кратно двум.  Чем меньше нота – тем меньше она звучит внутри одного такта. Размер обозначает, сколько нот одной или разных длительностей может быть внутри – так, например, в размере 4/4 может быть одна полная нота, две половинные, четыре четверти, восемь восьмых и так далее. При этом если размер простой, то есть, кратен двум, нота с одной и той же длительностью может по-разному заполнять такт. Например, полная нота может существовать в единственном экземпляре как в такте размером 4/4, так и в 8/8 – разница только в относительности скорости – во втором случае полная нота будет звучать как половинная относительно первого.

длительности нот и пауз

Паузы обозначаются точно так же – только в этом случае мы понимаем, сколько по времени инструмент звучать не должен.

длительности нот и пауз

Стоит отметить, что длительности нот не имеют ничего общего с реальной временной длительностью, и не конвертируются в секунды, минуты или миллисекунды.

 

Как считать длительность нот

Стандартная длина

как считать длительность нотВ первую очередь, вам надо понять емкость такта – музыкальный размер. Это определит счет, количество сильных и слабых долей и счет. Найдите в композиции место, где партия получает какую-то сильную опору, например, барабанщик бьет в бочку и тарелку, а гитара возвращается в первый аккорд своей партии. Если композиция написана в простом размере – а скорее всего это так — то вы нашли сильную долю.

После этого начните отсчет – каждый раз, когда вы слышите сильную или слабую доли – они обычно обозначаются ударами бочки и малого барабана – считайте «Раз – два – три – четыре», либо «Раз – и – два – и – раз – и – два». На каждый «и» должен быть малый, а на каждый счет – бочка. Обратите внимание на движение композиции, и на то, где начинается и заканчивается партия, играющая основные аккорды текстуры, и продолжайте считать до тех пор, пока она не вернется в тонику – а после этого снова возвращайтесь в позицию «Раз». Таким образом, вы найдете размер композиции, и можете приступать к счету длительности нот.

После этого выделите ту партию, которую вы хотите снять, и послушайте, сколько нот содержится в отрезке между долями. Обычно барабанщик отсчитывает четверти – соответственно, если в ритме на гитаре, или любой другой партии между этими четвертями вмещается восемь нот, то значит все ноты восьмые. Зачастую длительности нот разнятся, тогда обратите внимание на их длительность относительно друг друга – затяжные ноты всегда больше быстрых.

Разумеется, начать тренироваться стоит с самых простых композиций – например, с песен группы AC/DC, в которых, как правило, барабанная партия довольно простая, с легко вычленяемыми долями и читаемыми тактами.

 

Ноты с точкой

Когда вы будете тренироваться считать обычные ноты, то наверняка заметите, что в некоторых композициях некоторые из них как бы выбиваются из общего метра. Если вы определили размер правильно, то в этом случае это почти наверняка нота с точкой.

счет длительности нот

Они очень часто пугают начинающих музыкантов, однако на самом деле нота с точкой обозначает увеличение на половину ее продолжительности. Точек может быть несколько, и в этом случае каждая увеличивает длительность на половину от предыдущей. Например:

— Половинная нота с точкой равна половинной плюс четверти.

— Половинная нота с двумя точками длится столько же, сколько половинная, четверть и восьмая.

— Половинная нота с тремя равна половинной, четверти, восьмой и шестнадцатой.

И так далее.

Эту длительность нот считать несколько сложнее, однако при должной практике, у вас получится отделять их от всех остальных рисунков.

 

Ноты с лигой

Если вы посмотрите на некоторые табулатуры, где кроме цифр есть показ нот на гитаре, то можете увидеть дугу под некоторыми нотами. Эта дуга называется лигой. В современной музыке это объединяющий символ, который используется в нескольких случаях:

1. Для обозначения непрерывного звука между двумя пограничными нотами тактов.

2. Для обозначения длины, которой не существует в обычном формате записи нот.

3. Когда ноты с точками искажают общую метрическую структуру.

4. Для обозначения приема легато, которым должны играться ноты разной высоты.

Чаще всего ноты с лигой считаются точно так же, как и обычные.

 

Читайте также: Буквенное обозначение нот

 

Обозначение длительности нот на письме

Полные ноты обозначаются на нотном стане кружочком, расположенном на строке, обозначающей соответствующий звук.

Половинная нота обозначается штилем – вертикальной палочкой, которая рисуется направленной вверх или вниз, в зависимости от высоты самого звука. У четвертных нот точно так же есть кружок и штиль, однако сам круг закрашен черным.

Все остальное деление определяется по количеству флагов на штиле. У восьмых нот он один, у шестнадцатых два, и так далее. Если две и более ноты с флажками расположены рядом и находятся внутри одной доли такта, они объединяются ребрами – линиями между ними. Количество ребер так же определяется длительностью нот.

длительности нот

 

Необычные длительности

Кроме этого, существуют особые обозначения длительности нот, которые, по сути, образуют полиритм. Самые распространенные – это дуоли и триоли. Дуоли очень часто обозначаются при помощи ноты с точкой. Все остальные нестандартные длительности горизонтальной квадратной скобкой над группой нот и цифрой.

Все особые длительности обозначают схожий прием – когда в длительность определенного числа нот нужно уместить их больше.

  1. Триоли считаются как три ноты, по длительности равные двум
  2. Квартоли – четыре ноты, по длительности равные трем
  3. Квинтоли – пять нот, равные по длительности четырем
  4. Секстоли – шесть нот, равные по длительности пяти.

Чаще всего это означает, что в один удар метра вам надо уместить три, четыре, пять и шесть нот соответственно.

В целом, количество звуков может быть любым – все исходит из того, что нужно композитору.




Альберт Гастинов

Автор сайта Перебором.ру и Бесплатного курса игры на гитаре. С гитарой уже больше 10 лет. Играю на акустике, электрогитаре и бас-укулеле. Активно осваиваю Live Looping.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *