Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов.

построение аккордов на гитаре - теория

Построение аккордов на гитаре. Вводная информация

Аккорды – это одна из основ любой музыки. Почти все песни, так или иначе, строятся вокруг звуковых прогрессий, которые выражаются как раз трезвучиями – и умение их построить важно для любого музыканта. Таким образом, вы сможете сочинять свои композиции, а также делать их более разнообразными, лучше задавать тон песни и ее настроение. Построение аккордов – это навык, освоить который просто необходимо. Именно этому и посвящена данная статья.

 

Чем полезно умение строить аккорды и как применять эти навыки?

умение строить аккордыЕсли кратко – то без этого умения вы не сможете сочинять музыку. Вам совершенно точно не хватит классических 12 аккордов, и вы так или иначе начнете искать новый звук. И только когда вы научитесь выстраивать другие трезвучия – с повышенными ступенями и подобным – тогда вы и расширите свои музыкальные возможности.

Кроме того, вы сможете использовать свои навыки и в солировании. Вы уже будете знать, как строятся аккорды, и поэтому сможете легко обыгрывать их в соло-партиях своей музыки. Это звучит очень красиво и всегда к месту.

 

Немного теории для начала

построение аккордовАккордом называют три или более звучащие одновременно ноты, которые расположены между собой в определенном порядке, или интервале от основного звука. При этом внутри него считаются только разные звуки – то есть одновременно звучащие три октавы не считаются за аккорд. Все они подчинены одному принципу построения.  В случае мажорного аккорда это «тоника – большая терция – малая терция», а в случае минорного – «тоника – малая терция – большая терция». Это стандартная схема, от которой отталкиваются уже все остальные сочетания. Она никак не меняется, к ней только добавляются новые звуки – так называемые ступени, которые входят в гамму, и добавляют настроение. То, как это происходит, разнится между собой.

 

Читайте также – Квинт-аккорды на гитаре

 

Строение трех типов аккордов

Ниже представлены способы построения трех наиболее популярных типов аккордов, которые можно быстро выучить и применять на практике.

 

Трезвучия

принцип построения аккордов - трезвучиеСобственно, это именно то, что мы описали в самом начале своей статьи. Самый стандартный тип, который используется повсеместно во всех музыкальных композициях. Строятся они по следующему принципу:

 

Мажорное трезвучие – «тоника – большая терция – малая терция».

Минорный аккорд – «тоника – малая терция – большая терция».

Попробуйте самостоятельно строить их на своем инструменте – и уже потом отталкивайтесь от того, что получилось.

 

Септаккорды

принцип построения аккордов - септаккордСептаккорд – это аккорд с четырьмя звуками, последний из которого стоит от тоники в интервале малой септимы. Построить его очень просто – помимо трех стандартных нот зажмите еще одну, которая находится через пять полных тонов от тоники. Например, в случае с аккордом A это будет нота G.

Доминантсептаккорд – это частный случай септаккорда. Он всегда мажорен, и всегда находится на пятой ступени гаммы, которая входит в тональность.

 

Расширенные аккорды

принцип построения аккордов - расширенныйЭто – собирательное название для всех аккордов, которые используют другие интервалы в дополнение к основным. Очень важно, чтобы ноты использовались в гамме, иначе это будет образовывать сильный диссонанс, и не считаться аккордом.

Попробуйте подставить к стандартным трезвучиям дополнительные ноты. Например – добавить к аккорду C ноту G#, что даст довольно напряженное и необычное звучание, а также позволит без проблем двигать его по ладам. Пробуйте – на самом деле добавлять можно почти все из 12ти нот, и это будет давать какое-то звучание и интересные последовательности аккордов.

 

Как строить аккорды на гитаре?

Первый способ – формула и гамма

Первый способ подразумевает то, что вы точно знаете тональность, а также все ноты, которые входят в нее. Итак, вы просто знаете, как выстраивается каждый из аккордов, и таким образом просто подставляете нужные ноты. Это довольно просто, когда вы зазубрите все гаммы и формулы выстраивания аккордов. До этого же это будет проблематично, и вы будете часто путаться.

Пример:

Гамма C (До-мажор) = C D E F G A B C

Как строить аккорды на гитаре

 

строение аккордов

 

Способ второй – интервалы

Это гораздо проще, чем способ, обозначенный выше. Вы учите то, какие интервалы отстраиваются от тоники самого аккорда в определенной комбинации – и отталкиваетесь уже от этого. Этот способ намного проще, потому что не требует заучивания гамм – поскольку все интервалы и так уже входят в гамму. Однако это может немного запутать вас, однако с опытом все выправится.

 

Формулы аккордов

В данном разделе собрана краткая информация, специально для того, чтобы вы лучше понимали, как подбирать аккорды.

 

Формула трезвучий


Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru. 45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.

Мажорное трезвучие: Тоника – большая терция – малая терция.

Минорное трезвучие: Тоника – малая терция – большая терция.

 

Формула септаккорда

Мажорный септаккорд: Тоника – большая терция – малая терция – малая септима.

Минорный септаккорд: Тоника – малая терция – большая терция – малая септима.

 

Формула расширенного аккорда

Мажор: Тоника – большая терция – малая терция – любой другой интервал.

Минор: Тоника – малая терция – большая терция – любой другой интервал.

 

Дополнительные формы аккордов

Помимо основных форм, существует еще несколько дополнительных, которые применяются, не так часто, и для формирования которых потребуется знать ноты на грифе.

 

Add-аккорды

Все очень просто. Add-аккорды – это трезвучия, к которым была добавлена определенная ступень. Он обозначается так – сначала пишется тоника, после этого – номер добавляемой ступени.

 

Omit-аккорды

Это – прямая противоположность add-аккордам. Так обозначаются трезвучия, в которых пропущена определенная базовая ступень. Для того, чтобы построить его, просто заглушите одну из трех основных нот аккорда.

 

Надстройки

Надстройки, или же аккорды со слешами, это трезвучия, к которым добавляется дополнительная тоника другого аккорда. Как правило, ступени добавляются по гамме выше, чем основная нота. В данном же случае добавляется нота ниже, чем основная тоника. Как правило, это переходные аккорды, которые часто используются при переборе.

 

Система CAGED

На гитаре все гораздо проще. Вместо того, чтобы запоминать построение и способы дополнения аккордов, мы можете воспользоваться системой аккордовых форм. Вам необходимо просто выучить то, как вы зажимаете аккорды на первых трех ладах – и после этого просто переносить их по грифу, опуская и поднимая. Таким образом запоминать построение трезвучий становится гораздо легче.

Примеры:

система caged на гитаре

 

система caged

 

Полная таблица формул построения аккордов

таблица построения аккордов

 

Практические советы

Применяйте все полученные знания на практике. Стройте аккорды в своих песнях, изменяйте их и старайтесь разнообразить свою игру.

Следите за другими песнями, – какие аккорды используются там, и старайтесь понимать, как они строятся. Кроме того, запоминайте их и применяйте в своих песнях.

Выучите интервалы – это сильно поможет.

Выучите то, как строятся гаммы.

Выучите то, как считаются ступени и ноты.


Популярное на сайте:




Поддержать автора можно на карту Сбербанка 2202 2004 1296 6077

Альберт Гастинов

Автор сайта Перебором.ру и Бесплатного курса игры на гитаре, доступного на сайте в разделе Видео курс. С гитарой уже больше 10 лет. Играю на акустике, электрогитаре и бас-гитаре. Активно осваиваю Live Looping.

26 Replies to “Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов.

    1. Я в этом не вижу каких-то проблем. Есть и есть. Радует,что люди внимательно читают и пишут, что можно поправить. Вот если было бы всем безразлично,тогда был бы повод расстраиваться.

  1. Здравствуйте, Альберт!
    Огромное спасибо за Ваш замечательный сайт и все уроки с подробным разборок тонкостей нотной грамоты! Всё чётко, систематично, понятно — одно удовольствие.
    Мне кажется, что в полной таблице аккордов я обнаружил опечатку. В формуле терцдецимаккорда написано b7, однако, мне кажется, в таком случае в примере должна быть не B, а Bb, иначе он никак не отличается от мажорного терцдецимаккорда. Могу ошибаться, или может показаться мелочью, однако кого-то может сбить с толку.

    1. Здравствуйте. Благодарю, что заметили ошибку и подробно ее описали. Проверил, там действительно в колонке с примерами в нотах не хватает бемолей, но сами формулы написаны верно. Таблица сделана в виде картинки, ее к сожалению будет проблематично отредактировать. Большинство посетителей сайта читают комментарии, как дополнение к статье, думаю заметят ваши уточнения, что есть расхождения в нотах терцдецимаккорда.

  2. Это все крайне сложно и потому ввергает в уныние. Куча непонятных и сложных терминов, без которых за игру на гитаре и браться не стоит. И понятно становится, что если человек не оканчивал консерваторию, то ему как неспециалисту в эту область лучше не лезть. Самый лучший демотивирующий материал

    1. Нужно начинать с малого, разобраться можно и без консерватории. Ничего супер сложного здесь нет. Просто на первых порах нужно углубится в детали и найти способ понять как все работает.

      1. Здравствуйте! Я самоучка и т.к. играю уже несколько лет, делаю это довольно неплохо. Например как рыба в воде во всяких сложных ритмических рисунках, но при этом ограничиваюсь лишь простыми аккордами на барре, все украшение — лишь куцый «мизинчик», если вы понимаете о чем я. Всвязи с этим хотелось бы узнать у вас как можно разнообразить гармонии, что изучать и на что делать упор дальше, а то топчусь на месте. Хочется уметь играть интересные и необычные варианты аккордов, уметь подстраивать к ним украшения и тому подобное. Что для этого нужно? Блюзовые/джазовые? Пентатоника, чтобы подстраивать нужные ступени?

        1. Здравствуйте. Очень хороший вопрос. Я сам лично сталкиваюсь с этим почти каждый день, т.к. играю с Loop-станцией полноценные песни. Я для себя выделил несколько приемов, которые не сильно усложняют гармонию, но при этом дают более оригинальное звучание и заполнение.

          1) 1-ый и 2-ый (или какой-то один отдельно) аккорд в последовательности, неважно минорный мажорный, просто экспериментируйте. Можно заменить на септаккорды (аккорды с семерками). Здесь просто нужно слушать, если в уши ложится, то можно оставить.
          2) Играть аккорды на октаву выше. Это больше удобно играть на электрогитаре.
          3) Играть аккорды на 1,2,3 струнах без баса в диапазоне от 5 до 15 лада. Здесь просто нужно знать ноты аккорда и ноты на этих струнах, чтобы зажать нужную позицию.
          4) Также можно зажать аккорды просто на грифе не полной формой как мы это привыкли делать. Для этого нужно ознакомиться с системой CAGED.
          5) Красиво позволяют разбавить Открытые аккорды с надстройками, в этом диапазоне грифа они звучат широко и атмосферно. Примеры Dsus2, Emaad9, Am6, Dmmaj7.
          6) Если играть через комбик или звуковую карту с подключением, то очень помогают разбавить звучание и сделать его более оригинальным пространственные эффекты reverb, delay, chorus.
          7) Также при игре гармонии я часто играю разные варианты боя щипком и отдельно звучащим басом. Если немного подчеркнуть партию баса с линией ритма, то может получиться четкое глубокое звучание. Не для всех песен подходит, но тут нужно экспериментировать.

          Так играю я сам лично, это не какой-то свод правил и четких указаний, думаю, если взять на вооружение пару советов, вы сразу заметите прогресс. Тем более все они простые.

          1. Спасибо за комент взял на вооружение))

    2. Абсолютно не согласен. Сам я самоучка. Да, разбираться нужно. Долго. Но имея цель научиться, а не потому что заставляют, а именно от души — это всё постигается прекрасно. Много новых терминов? В любом новом деле так, не будете же вы всю жизнь в носу колупаться? Видишь много терминов — лезь дальше по интернетам читай! Нам же дана мировая сеть, а вы жалуетесь..
      Так что, я убеждён, если желание есть — дороги открыты!))

      P.s. и это я ещё при Сталине не жил)

    3. Конечно, с разбега не выйдет разобраться. А с разбега в музыке вообще делать нечего, это примерно как лбом в стену )

    4. Ну ведь как-то же люди играют все в большинстве случаев не имея музыкального образования, правда? Так что это исключительно вопрос желания.

      1. У всех интерес образовательный, чтобы лучше разобраться в муз.грамоте, чтобы стать более толковым и точным специалистом, и только у одного человека здесь профессионализм зависит лишь от желания, как можно заметить, большого специалиста

    5. Не согласен с Вами. ,чтоб играть, нужна сначала теория без нее никуда! не зная теории(ступени,гаммы…) в итоге упрешься и останешься на дворовом уровне. Мне кажется начинать нужно именно с этого! если не понимает до конца -просто учи,потом с практикой все поймешь,теория наложится на практику!

  3. Здравствуйте. Для начала скажу, что обожаю Ваш сайт, тк очень много полезностей. Но когда встречается такое, становится грустно и непонятно, куда пойти за ответом. Я закончила консерваторию и хоть убейте меня не могу понять откуда в ля-минор-септаккорде нота соль-диез???
    Вы пишете: «Доминантсептаккорд – это частный случай септаккорда. Он всегда мажорен, и всегда находится на пятой ступени гаммы, которая входит в тональность. Именно поэтому случае с построением минорного аккорда обязательно поднимайте ноту на полтона выше седьмой ступени. То есть, для создания аккорда Am7 вам надо зажать G#.»
    — о чем идет речь? «именно поэтому случае»… что это значит…
    — «обязательно поднимайте ноту» — какую???? их в септаккорде 4 штуки
    — выше седьмой ступени чего? исходной тональности? или седьмой ступени строимого септаккорда? и зачем ее повышать если минорный септаккорд отличается от мажорного первым интервалом — в мажорном идет большая терция, а в минорном малая…
    Возможно, я что-то понимаю неправильно? Но если уж я не смогла в музвышкой разобраться, то простые люди без музыкального образования уж точно не поймут и пройдут мимо…

    Пожалуйста, исправьте ошибку.

    1. Здравствуйте. Спасибо за развернутый комментарий. Информацию исправил.

    2. Автор имеет ввиду 7 ступень гаммы ля — минор. Повышенная седьмая входит в гармоническую гамму ля минор._.
      Вот и получается am7

      1. Взял в руки гитару, проверил, почитал ответ автора, добавить надо ноту соль, а не соль диез
        Извините за ложное суждение)

  4. Вопрос такой: почему по теории и таблице в до мажоре три ноты, а играется аккорд как до ми соль ДО. Откуда вторая до взялась то?

    1. Аккорд До-мажор состоит из 3 нот До-Ми-Соль, в самом же аккорде на гитаре участвует 5 нот если начинать с 5 струны, то они будут C-E-G-C-E. Две последние ноты здесь как дополнение, чтобы аккорд звучал более объемно и полноценно. Но в целом структура по формуле остается такая же и в аккорде звучат только 3 ноты.

  5. В пункте про септаккорды — «помимо трех стандартных нот зажмите еще одну, которая находится через семь полных тонов от тоники». Та самая нота находится через пять полных тонов )

  6. В разделе «Формула аккордов» вместо квинты ошибочно указаны разного рода терции.

    1. Видимо вторая терция имеется ввиду не от тоники, а от первой терции, поэтому в мажоре написано большая-малая, а в миноре малая-большая.. а если считать от тоники, то конечно квинта

      1. Владимир, все верно. В формулах написанных текстом интервал 3 ноты написан от 2-ой, не от тоники. Для удобства, ниже есть таблица с формулами в цифрах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *