Знаки альтерации в музыке. Всё о знаках диез, бемоль и бекар с примерами

знаки альтерации

Знаки альтерации в музыке. Общая информация 

Знаки альтерации – это музыкальные символы, которые изменяют основные ступени звукоряда.  При альтерации эти ступени изменяют свою высоту. После того, как нота изменяется, к ней добавляется название знака, который мы применили. 

 

Какие существуют знаки альтерации 

Какие знаки альтерации используют, чтобы изменить высоту звука. 

 

Диез 

Обозначается в виде решётки «#». Он повышает ступень (ноту) на половину тона. Как и все остальные, выставляется перед нотой. 

знаки альтерации в музыке

 

Бемоль

Представлен в виде маленькой латинской буквы «b». С помощью «» мы понизим ступень на ½ тона. 

знаки альтерации в музыке

 

Знак отмены альтерации


Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru. 45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.

Согласно названию, «» выполняет функцию отмены всякого знака альтерации, и вместо какого-либо из них мы играем основной звук. 

знак отмены альтерации

 

Какую функцию выполняют

Ключевые

Ключевые знаки альтерации в музыке выставляются в начале строки на нотоносце. Они обозначают знаки в тональности, которые будут играться всё время, пока звучит эта тональность. Обычно произведение играется в одной и той же, но часто бывает, что в середине или в конце, тон может поменяться. Тогда знаки выставляются заново (те, которые требуются). 

 

Случайные (встречные)

В зависимости от замысла композитора, ноты могут повышаться и понижаться в любом моменте (согласно музыкальным законам гармонии). Они могут изменяться по хроматизмам, менять лад и так далее. Для всего этого и придуманы случайные знаки, которые встречаются по пути произведения. Каждый такой знак играется после момента выставления до конца тактовой черты. Если нужно сыграть его в следующем такте, то он прописывается ещё раз. 

 

Для чего нужны дополнительные знаки

Дубль-диез

Обозначается крестиком «Х» и повышает ноту на два полутона или на 1 тон. Дубль диез отсчитывается от чистой неальтерированой ноты, не смотря ни на какие знаки при ключе.

Пример:  Произведение изначально играется в тональности «cismoll» (до — диез минор). При ключе уже стоит «фа# — до# — соль# — ре#». Композитор хочет повысить ноту фа (которая у нас с диезом) на полтона фактически сделать «соль». Если бы при ключе не было знаков, мы бы просто приписали #. Однако, мы держим в уме, что у нас «#», поэтому выставляем «x» (double sharp), как если бы сделали это к «чистой» фа. 

 

Дубль-бемоль

♭♭знак альтерации, который понижает ступень на тон. Также записывается, как «Double flat». Аналогично с дубль диезом, можно взять бемольную тональность, скажем, gmoll (соль минор). При ключе уже стоят «си , ми ». Но автор решил в каком-либо такте понизить ми на полтона. Для этого он пишет около ноты «♭♭». 

 

Таблица знаков альтерации 

Знак альтерации Обозначение Что делает с нотой 
Диез # Повышает на ½ тона 
Бемоль  Понижает на ½ тона 
Бекар  Отменяет знаки альтерации 
Дубль диез x Повышает на 2 полутона (1 тон) 
Дубль бемоль ♭♭ Понижает на 2 полутона (1 тон) 

 


Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077


Альберт Гастинов

Автор сайта Перебором.ру и Бесплатного курса игры на гитаре, доступного на сайте в разделе Видео курс. С гитарой уже больше 10 лет. Играю на акустике, электрогитаре и бас-укулеле. Активно осваиваю Live Looping.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *