Левая рука на гитаре. Советы по правильному расположению левой руки с фотографиями

Левая рука на гитаре

 

Левая рука на гитаре. Общая информация

Новичок, впервые взявший в руки гитару, обычно не подозревает, что существует какая-то специальная левая рука на гитаре. Если вовремя не исправить грубые ошибки, это не только застопорит дальнейшее исполнительское развитие, но и может отбить желание играть (так как это будет приносить неприятные ощущения). Даже игра простых песен требует знания, как расположить пальцы для облегчения игры и зажимания многих аккордов (например, с барре).

 

Важность правильной постановки левой руки

как держать левую руку на гитареИгра на гитаре левой рукой на электрогитаре предполагает много партий с использованием перегруза. Новичок, впервые столкнувшийся с исполнением на дисторшне, сразу замечает, что сразу вылезает много грязи и лишних призвуков. Чтобы от этого избавиться, необходимо грамотно пользоваться тандемом глушений двух рук. Верно, поставленная левая рука на гитаре избавляет от многих из этих проблем. Кроме того, неверное расположение приводит ко множеству неприятных ощущений, дискомфорту в суставах, связках, и даже (при постоянном неправильном исполнении) к заболеваниям. Даже если вы поняли, что поставили руку ошибочно, то всегда есть возможность исправить это.

 

Пять общих правил

Расслабьте руку

Рука не должна быть напряжена. Причём это аналогично правой – проследите не только за кистью, предплечьем, но и за плечевым суставом и задней частью спины. Попробуйте максимально «вальяжно» опустить руку вдоль туловища и запомните эти ощущения. Примерно так должен вести себя плечевой аппарат, совершая усилие кистью и пальцами во время игры.

 

Поставьте большой палец в правильное положение

Единой постановки большого пальца нет. Он будет двигаться во время исполнения как аккордов, так и соло. Однако стоит знать, что ладонь использует его в качестве опоры. Обычно она находится в подушечке и суставе первой фаланги. Палец почти никогда не «обнимает» заднюю часть грифа целиком. Опираемся примерно на половину. Причём положение его может быть как параллельно грифу, так и немного под углом (в зависимости от песни).

 

Подберите оптимальную силу зажима струн

Одной из проблем может стать как недожим, так и слишком сильное зажатие. Недожимание происходит на начальных этапах, когда гитаристу не хватает сил в пальцах или он боится именно пережать. Переусердствовать тоже не стоит – если струна дребезжит, издаёт слабое звучание, то возможно причина не в силе, а в неверной позиции (или в самой гитаре, но это другая тема). Как бы это банально не звучало, но нужно найти нечто среднее, чтобы и звук был приемлемым и руке было удобно. Часто рекомендуют использовать эспандеры или другие силовые приспособления. Но главный тренажёр для гитариста – сам инструмент.

 

Держите пальцы ближе к ладам

Чем ближе вы держите палец к ладовой перегородке (между ладами), тем чище будет звук. Но нельзя заходить на сами эти металлические порожки – тогда и начнётся дребезг, тусклое звучание, недожим. Проверьте – возможно какой-то из пальцев в зажатом аккорде упрямо залезает на ладовую перегородку и портит звук. Если пальцы не дотягиваются, подвиньте саму ладонь чуть правее.

 

Следите за тем, чтобы позиция ощущалась комфортно

Часто во время исполнения сложного элемента (например, растяжки пальцев) тело гитариста непроизвольно начинает «съёживаться», горбиться, выгибать руки – принимает максимально неудобную позу. Поэтому при разучивании отвлекитесь от самого произведения и последите за своими ощущениями. Расслабьте часть руки или спину, если они напряжены и выберите более комфортное положение.

 

Виды гитарного хвата

Классический

В классической игре опорный большой палец находится напротив среднего. Сомкните их без гитары, а затем положите инструмент в ладонь и повторите движение. Большой палец не торчит из-за грифа, а его сустав находится примерно посередине. Гриф не лежит в ладони, а как бы висит на опоре пальцев (они «обволакивают» его). Большой палец играет роль надёжной опоры, но не стоит слишком сильно давить на него – это может привести к неприятным ощущениям. Если требуется сыграть пассаж более громко и чётко, тогда есть смысл чуть поддавить.

 

Блюзовый

Как держать левую руку на гитаре в блюзовом хвате. Он более свободный и предполагает активное использование большого пальца. В этом случае гитарный гриф можно представить в виде «шеи гуся», которого вы хотите задушить. Несмотря на довольно странную аналогию, она наиболее подходит для описания этого движения. Вы смело берёте гриф в ладонь и обнимаете его всеми пальцами. При этом большой перекидывается подушечкой через верхний край, а остальные пальцы располагаются примерно до 5 струны. Это необходимо для исполнения многочисленных бэндов и вибрато – кисть будет постоянно двигаться, а левые пальцы принимают участие в глушении наравне с правой рукой.

 

Постановка для классической и акустической гитары

При постановке пальцев левой руки на гитаре «классики» требуют от ученика, чтобы они были «круглые». Для этого следует представить будто вы хотите взять теннисный мяч. Опора идёт на большой палец, который суставом первой фаланги упирается сзади в гриф. Палец может быть чуть изогнут, но слишком сильно выгибать его нельзя. Если посмотреть на ладонь, то между большим и указательным пальцем получится овальная «ямка» — в неё и следует положить гриф, а дальше пальцы встанут естественным образом. При этом предплечье относительно грифа примерно на 30 градусов, плечо расслаблено и не поднимается.

 

Постановка для электрогитары

Чаще всего при игре на электрогитаре применяется блюзовый хват. Это связано с исполнением многочисленных бендов, вибрато. Ещё одним нюансом является то, что пальцы на стоят перпендикулярно грифу (как в классическом хвате), а поворачиваются под углом примерно в 30-40 градусов суставом в сторону. Указательный палец при этом активно участвует в глушении – он подпирает вышележащую струну и нижележащую (например, при исполнении аккорда E5 (0-2-2-X-X-X) подушечками зажимаются 4 и 5 струны на втором ладу, а 1-3 глушится остальной частью. При этом открытая шестая немного подпирается.

В электрогитаре применяется и классическая постановка. Она необходима для игры быстрых пассажей, которые тяжело исполнить в блюзовой.

постановка пальцев левой руки на гитаре

 

Постановка для бас-гитары

Как правильно держать гитару в случае, если она басовая.

  1. Каждый палец находится над своим ладом (с учётом того, что ширина ладов на грифе разнится). Пальцы также стоят полукругом (эффект пружины);
  2. Прижимаем струну частью подушечки, близкой к ногтю (а не основной «толстой»). Это требуется для исполнения приёмов слайд, вибрато, бенд и т.д. ;
  3. Первые фаланги согнуты перпендикулярно к грифу;
  4. Большой палец находится напротив середины между указательным и средним. Его постановка сзади грифа соответствует классической гитарной.

 

Приемы игры левой рукой

Hammer-on

Для тренировки блюзового хвата можно сыграть упражнения для левой руки на гитаре. Например, хаммер помогает развить постановку пальцев на струне «в линию».  Установите указательный палец на любом ладу и делайте удар по соседним ладам поочерёдно (средним на лад вправо, безымянным на 2, мизинцем на 3). Следите, чтобы кисть не напрягалась и вам было удобно.

 

Pull-off

Теперь сделайте обратное упражнение. При этом палец не просто снимается с лада, а как бы чуть срывает его вниз.

 

 

Альтернативный способ взятия баррэ (через блюзовый хват)

Этот метод подходит не для всех песен и применяется чаще в эстрадной и рок-манере. Большой палец перекидывается через гриф и зажимает 6 или даже 5 струну (зависит от длины пальцы и возможностей кисти). Особенность способа в том, что обычно 1-3 пальцы зажимают только 1-3 струны, поэтому 4 остаётся открытой. То есть если вам необходимо взять баррэ со всеми звучащими струнами, то придётся зажимать его «классическим» методом.

 

Заключение

Эти описания являются общими. Главное почаще практиковаться и на своём опыте понять, какие позиции следует занимать, чтобы рука чувствовала себя комфортно. Также исполняйте разные по характеру произведения, чтобы чередовать хваты и постановки. Только набивая мозоли на пальцах от гитары можно найти ошибки и пробовать их исправить.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *