Виды трезвучий. Четыре вида трезвучий и построение их на гитаре

Виды трезвучий

Виды трезвучий. Общая информация

Трезвучиями называются аккорды из трех нот, выстроенных по терциям. Понимание того, как они строятся и берутся – важный шаг в изучении музыкальной теории и сольфеджио. В данной статье мы подробно расскажем, какие виды трезвучий существуют, как отличить их друг от друга и как их брать. 

 

Четыре вида трезвучий

Всего разделяют четыре типа трезвучий, каждый из которых выстраивается по определенным правилам. В основе каждого из аккордов лежит терция, над которой надстраивается еще одна. Именно первая придает трезвучию характерный звук и настроение, а вторая дополняет и усиливает его. Добавляя к трезвучию дополнительные ступени, вы будете получать более широкие аккорды, которые меняют свои краски и задают немного иной тон настроения.

 

Мажорные

Мажорное трезвучие соответствует мажорным аккордам, и выстраивается по схеме «Тоника – большая терция – малая терция». По характеру трезвучие получается возвышенным, торжественным, стремящимся вверх. На письме они обозначаются буквой тоники, от которых были взяты. 

 

Минорные

Соответствуют минорным аккордам. Минорные трезвучия выстраиваются как «Тоника – малая терция – большая терция». Характер мягкое, тревожное, драматичное звучание. В буквенном обозначении к тонике добавляется m, например, Am – Ля минор. а

 

Увеличенные

Как можно понять из названия, увеличенные трезвучия содержат в себе две большие терции, построенные друг за другом. По своему звуку это диссонанс, имеющий напряженное, неустойчивое звучание, привлекающее внимание. На письме обозначается припиской aug. 

 

Уменьшенные

Обратные увеличенным, этот вид трезвучий содержит две малые терции. Это точно так же диссонирующий аккорд, который имеет менее напряженное, но более минорное звучание. На письме такие трезвучия обозначаются припиской dim (подробнее в статье про dim аккорды). 

 

Как построить трезвучие от ноты по шагам

Чтобы построить любое трезвучие, выберите любую ноту из гаммы, в которой вы играете. После этого вам нужно построить от нее интервал, который находится в той же октаве, что и ваша первая нота. Кроме того, можно взять терцию через октаву – это изменит характер звучания. 

 

Шаг 1

Если это мажорное или увеличенное трезвучие, то первая терция будет большой – отсчитайте от ноты четыре полутона и зажмите нужную ноту на другой струне. Например, если вы выбрали ноту C, то через четыре полутона от нее лежит нота E. 

Если вам требуется минорное или уменьшенное  — то отсчитайте три полутона. Например, для ноты C это будет D# (E♭). 

 

Шаг 2


Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru. 45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.

Следующий шаг достроить вторую терцию от второй ноты. 

Если это мажорный или увеличенный аккорд – то отсчитайте от второй ноты три полутона. В случае с аккордом До, этой нотой будет G. То есть, аккорд До-мажор состоит из нот C E G. 

Если вы строите минорный или уменьшенный аккорд, то вам нужно найти большую терцию – отсчитайте четыре полутона. В случае с Cm, это будет G. То есть, аккорд до-минор состоит из нот C D# G. 

Кроме этого, вы можете выстроить ту же последовательность нот на одной струне и сыграть каждую отдельно – тогда получится арпеджио, которое можно использовать, например, в солирующих партиях. 

 

Как различить трезвучия между собой

Теперь, когда мы разобрались в основных видах трезвучий, нужно разобраться, как различить их между собой на слух. Здесь может помочь только запоминание того, как они звучат, и постоянная тренировка. Однако вы можете упростить себе этот процесс, запомнив их основные признаки: 

  1. Мажорные и минорные трезвучия всегда звучат ровно, без ощущения «не той ноты» — поскольку они консонансные. Уменьшенные и увеличенные же, наоборот, ощущаются, как аккорд, в котором «что-то не так», какая то нота не сочетается со всеми остальными. 
  2. По этой же причине мажорные и минорные трезвучия отдельно от гармонии звучат завершенно, их никуда не тяготит. Уменьшенные и увеличенные же, наоборот, как будто бы тянутся к другим аккордам, оставляют после себя ощущение незаконченности и напряженности. 
  3. Минор звучит более печально, мажор – более торжественно. Уменьшенные и увеличенные трезвучия усиливают это ощущение – в зависимости от того, какая из терций лежит в их основе. 

В целом, обучение слышать основные виды трезвучий ничем не отличается от обучения слышать интервалытолько теперь одновременно звучащих нот будет три. Записывайте интересующие вас аккорды на диктофон или создавайте их в секвенсоре, внимательно слушайте и запоминайте настроение и интонацию, с которой они звучат. Это потребует определенной практики, но спустя какое-то время этот навык разовьется, и все будет получаться очень быстро. 

 

Обращения трезвучий

Все четыре вида трезвучий можно обратить, если их основные интервалы от тоники перенести на октаву вверх. Таким образом, можно получить секстаккорды. Обращение трезвучия происходит следующим образом: 

  1. Тонику переносим на октаву вверх. Например, в мажорном аккорде C – E – G это даст такой порядок звуков – E – G – C – а это уже секстаккорд E6, который как раз и получается от обращения ключевого интервала в трезвучии. 
  2. Если пойти дальше, и обратить звук E – то есть, взять его через октаву, то мы получим G – C – E – квартсекстаккорд E6/4.  

Внутри любого трезвучия обращаются только два первых звука, потому что если обратить последний, то мы получим тот же самый аккорд, но на октаву выше. 

 

Как использовать трезвучия

Из трезвучий состоит большая часть современной и академической музыки. Они используются для создания гармонии и текстуры композиции, а также нужного настроения. Если вы хотите написать песню – то в первую очередь будете пользоваться обычными аккордами, прежде чем переходить к усложнению и задавать добавочные ступени. 

Очень часто трезвучия раскладывают на голоса – когда отдельные инструменты играют отдельную ступень, либо дают дополнительные октавы друг к другу – это прием очень часто используется в оркестровой музыке. За счет этого получаются консонансные, но очень широкие и яркие аккорды, звучащие несколько по-другому. То же самое можно делать с голосами – когда вокалист и его партия поет мелодию, бэк-вокалы поют то же самое, но на разных ступенях. 

Экспериментируя с трезвучиями и способом их воспроизведения, вы сможете значительно расширить свой композиционный и музыкальный арсенал, и сделать свою музыку интересной и запоминающейся. 


Альберт Гастинов

Автор сайта Перебором.ру и Бесплатного курса игры на гитаре, доступного на сайте в разделе Видео курс. С гитарой уже больше 10 лет. Играю на акустике, электрогитаре и бас-укулеле. Активно осваиваю Live Looping.

One Reply to “Виды трезвучий. Четыре вида трезвучий и построение их на гитаре”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *