Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием

аккорды в тональности

Аккорды в тональности. Общая информация

Когда начинающие гитаристы пытаются сочинить собственную песню, то почти наверняка сталкиваются с вопросом – какие аккорды подобрать для нее? Очень часто они действуют интуитивно, используя уже знакомые паттерны из известных им песен. Однако в какой-то момент все их композиции становятся похожими друг на друга, и перед новичком встает вопрос – а как вообще подбирать аккорды в тональности? В этой статье содержится подробный ответ на этот вопрос, а также все необходимые материалы, чтобы полностью разобрать данную тему.

 

Виды аккордов

Для начала стоит вспомнить о построении аккордов и их видах.

 

Мажорные

Это трезвучия, имеющие «радостное», «торжественное» звучание. Они выстраиваются по схеме «тоника – большая терция – малая терция». То есть, аккорд C имеет в себе ноты До – Ми – Соль. Именно от них и происходит изменение ступеней и, как следствия, звучания трезвучия.

 

Минорные

«Печальные», «грустные» аккорды. На письме они обозначаются буквой m рядом с играющей нотой. Данные трезвучия выстраиваются по схеме «тоника – малая терция – большая терция». Аккорд Cm имеет ноты До – Ми♭ — Соль.

 

Уменьшенные

Или аккорды dim. Уменьшенные аккорды могут быть только минорными, поскольку в них отсутствует характерная мажорная большая терция. Свое название они получили, поскольку выстраиваются по принципу «тоника – малая терция – малая терция». То есть, аккорд Cdim содержит ноты До – Ми♭ — F#

 

Аккорды с задержанием

Обозначаются как Sus. Они нейтральны по своему звучанию, и возможны в двух видах – Sus2 или Sus4, в зависимости от того, какая из ступеней поднимается. По аналогии с другими примерами, Csus2 имеет ноты До – Ре – Соль, а Csus4 – До – Фа – Соль.

 

С надстройками

Помимо этого, существует огромное количество аккордов, не подразделяющихся на какие-то группы. Они выстраиваются от уменьшения, увеличения, или добавления дополнительных ступеней в уже имеющееся трезвучие. Самый классический пример – септаккорд, который образуется при помощи добавления четвертой ноты в уже известное трезвучие. Кроме этого, можно увидеть кучу других примеров, с поднятой пятой, второй, и даже девятой или тринадцатой ступени – это уже джаз.

 

Тональность и ее ступени

Аккорды, входящие в тональность, неотделимы от ее ступеней. Их семь – и, по факту, это ноты, входящие в нее, выстроенные по определенному принципу. Они обозначаются римскими цифрами. Ступени всегда считаются от тоники – основной ноты тональности, и, как следствие, основного аккорда. Например, в тональности До-мажор будут следующие ноты – CDEFGAB. Те же самые ноты будут и в тональности Ля-минор, поскольку в соответствии с кругом тональности, они являются параллельными – то есть, содержат одинаковые звуки, но в разных последовательностях.

Соответственно, первая ступень в До-мажоре – это C, вторая – D, и так далее. Знание того, какие звуки содержатся в той или иной тональности, сильно поможет вам в дальнейшем подборе нужных аккордов.

аккорды входящие в тональность

 

Аккорды входящие в тональность – Таблицы

Ниже представлены две таблицы с аккордами в тональности, одна – для мажорных, другая – для минорных. Используя ее вы сможете гораздо проще и быстрее сочинять композиции, а также в скором времени запомнить, какие трезвучия какой тональности соответствуют.

 

Мажор

аккорды в тональности

 

Минор

построить аккорды в тональности

 

Паттерны аккордов в тональности

Как можно увидеть из таблицы, все аккорды в тональности подчиняются определенному паттерну. Тональность включает в себя как минорные, так и мажорные аккорды, и вам достаточно запомнить, как они идут друг за другом, чтобы точно знать, какое трезвучие сыграть в тональности в данный момент. Для примера мы возьмем тональность C мажор и D минор.

 

Мажор

Мажорный паттерн выглядит следующим образом, отталкиваясь от ступеней:

I – Мажор

II — Минор

III — Минор

IV – Мажор

V — Мажор

VI — Минор

VII – Уменьшенный

 

То есть, в классическом До-мажоре, аккорды распределены таким образом:

I — C

II — Dm

III — Em

IV — F


Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru. 45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.

V — G

VI — Am

VII – Bdim.

Особый интерес представляет собой аккорд Bdim. Дело в том, что стоит он здесь не случайно. Он построен таким образом, что именно внутри него все ноты соответствуют тональности До Мажор – B D F.

 

Минор

Минорный паттерн выглядит следующим образом:

I – Минор

II — Уменьшенный

III — Мажор

IV – Минор

V — Минор

VI — Мажор

VII – Мажор.

 

На примере тональности D минор:

I — Dm

II — Edim

III — F

IV — Gm

V — Am

VI – A#

VII – C.

 

Возможные исключения

Стоит сказать о том, что при необходимости вы всегда можете вставить аккорд, который на первый взгляд не должен находиться в тональности. Для этого нужные трезвучия должны находиться на второй и третьей ступени – тогда вместо минорного аккорда можно сыграть мажорный, и оно будет походить. Однако это исключение работает только в мажорных тональностях.

 

Использование аккордов с надстройками

Если в песне используется септаккорд, вы всегда можете изменить его, добавив вместо седьмой ступени девятую, или любую другую. Аккорды с надстройками также можно использовать и как часть гармонии, главное, чтобы все ноты входили в тональность. Это разнообразит ваши аккордовые последовательности.

 

Примеры аккордовых прогрессий

Мажор

C – F – G

F – Dm – Bb – C

Am7 – D7 – Gmaj7 – именно так, это все еще мажор. В данном случае тоника – это G, а последовательность построена от джазового стандарта II – V – I.

 

Минор

Am – Em – G

Em – Am – D

Em – C – G — D

 

Заключение

Для того чтобы правильно построить аккорды в тональности, требуется знать, какие в ней ступени, а также стандартные паттерны минорых и мажорных трезвучий. Пользуясь этими знаниями, а также таблицами, вы сможете без проблем сочинять интересные композиции, дополняя их необычными аккордами и добиваясь своего уникального звучания.


Популярное на сайте:




Поддержать автора можно на карту Сбербанка 2202 2004 1296 6077

Альберт Гастинов

Автор сайта Перебором.ру и Бесплатного курса игры на гитаре, доступного на сайте в разделе Видео курс. С гитарой уже больше 10 лет. Играю на акустике, электрогитаре и бас-гитаре. Активно осваиваю Live Looping.

26 Replies to “Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием

  1. Подскажите пожалуйста. Занимаюсь активно теорией и никак не могу понять, почему в Am появляется аккорд A или септ А, и почему в С есть Е, а не Еm, он на третьей ступени

    1. Здравствуйте. Ответил по этой теме в прошлом комментарии + его еще дополнил Сергей, то что информация есть на канале Нескучный саунд.

  2. Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, почему в «блатных» аккордах «Am Dm E» используется E, а не Em? Согласно таблице, это минорная тональность Am.

    1. Здравствуйте. Не было возможности вам ответить сразу. Очень интересный вопрос. Уточнил информацию в литературе по теории, чтобы информация была более точная. Это можно рассмотреть с нескольких сторон. Например, как побочная доминанта. В основном аккорде тональности Ля-минор и в самой минорной гамме нота Ми находится на 5 ступени, поэтому аккорд может быть вводным и иметь другую тональность. В нашем примере это как раз аккорд E или еще играют в этих последовательностях E7, что имеет точно тот же характер происхождения.

      Также это может быть ладовая модуляция, здесь происходит заимствование аккордов из других тональностей, которые имеют одну и ту же тонику (ноту Ля). В нашем случае из тональности Ля-минор, мы имеем Гармонический Ля-минор (здесь играется аккорд E7, но мы его можем также играть как E).

    2. На ютубе — набирайте «Нескучный Саунд. Теория музыки по — пацански». Видео:
      «Откуда аккорд E в тональности Am? »
      #нескучныйсаунд #зилков.
      Всё подробно и доходчиво объяснено автором канала.

    1. Это называется Энгармонизм. Когда мы имеем две ноты с различными знаками альтерации (или их отсутствием в каких-то случаях) которые, по сути, на грифе это одна и та же нота. Все дело в формуле построения самой гаммы. Здесь у нас мажорная гамма построенная так Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Следовательно, если вы построите ее от нот D♭ и C#, то вы получите разные ноты и это также отразится на построении самим аккордов. В общем, это в основном касается только теоретической части, на звучании это не отразится.

  3. Я не понимаю от чего зависит минорность или мажорность аккорда в той или иной тональности, вот 1, 4 и 5 ступени обычно мажорные либо минорные. Чем это объясняется?

    1. Здравствуйте. Мажорность и минорность зависит от интервалов, по которым строятся трезвучия. Отличие между минором и мажором заключается в следующем:

      1. Для мажорного аккорда при построении мы откладываем большую терцию от тоники (4 лада от тоники) + малую терцию (3 лада от III ступени). Если взять для наглядности аккорд До-мажор, то мы получим с вами его ноты До-Ми-Соль. Эти ноты находятся на I – III – V ступенях гаммы, которые мы построили по формуле описанной выше.
      2. Для минорного аккорда при построении мы откладываем малую терцию от тоники (3 лада от тоники) + большую терцию (4 лада от III ступени). Если возьмем аккорд Am то на ступенях I – III – V получим следующие ноты Ля-До-Ми.

      Отвечая на ваш вопрос, от чего зависит мажорность или минорность, она зависит от первого построенного интервала от тоники. Если построена большая терция аккорд будет мажорный, если малая терция то минорный. Пятая ступень имеет интервал квинту от тоники в обоих вариантах.

      Хочу еще добавить. От чего такая закономерность, что на 1-4-5 ступенях мы получаем мажорные аккорды, а на 2-3-6 минорные. Если взять для примера гамму До-мажор

      C – D – E – F – G – A – B

      и использовать формулы, которые написаны выше, то мы получим с вами аккорды, которые входят в эту тональность. Такая закономерность появилась из-за полутонов между нотами B-C и E-F.

      1. Это я понял, а как объясняется конкретно то, что вторым аккордом в тональности до мажор я строю аккорд ре минор, третьим ми минор, почему не ми мажор например? Я вот про это. Как определить что строить на каждой ступени, минор или мажор? Я же от каждой ступени могу и ту ту формулу использовать и получится либо минор либо мажор.

        1. Я вам как раз это и расписал. Из-за того что в любой гамме есть ноты между которыми полутон E – F и B – С, и складывается, что часть аккордов мажорные, а часть минорные.

          Постараюсь объяснить.

          Формула мажорной гаммы Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон

          Гамма До-мажор состоит из 7 нот C D E F G A B, каждая из которых находится на своей ступени, из количества следует, что их также семь.
          Построим аккорд До-мажор, это I – III – V ступени данной гаммы, и он будет состоять из нот C – E – G. Интервалы между нотами C-E (большая терция 2 тона), между E – G (малая терция 1,5 тона). Т.к. в интервале между нотами E – G есть полутон (E-F) мы получаем интервал 1,5 тона. И таким образом у нас построен мажорный аккорд.

          Дальше разберем ваш пример «Почему мы строим на II и III ступень Ре-минор и Ми-минор, а не мажорные аккорды?». Опять же вернемся к нашей гамме и отложим I – III – V ступени от ноты D (Ре). Получим следующие ноты D – F – A. В интервале между нотами D – F у нас есть полутон между нотами E – F, следовательно, всего между ними 1,5 тона, следовательно, это малая терция. А между нотами F – A полутонов нет, там 2 целых тона, т.е. большая терция. Т.к. между первыми двумя нота у нас построена малая терция и + большая терция, то мы получаем Минорный аккорд. Точно также со следующей ступенью гаммы До-мажор, с нотой E (Ми). Если в ней построить все аналогичным образом мы также получим минорный аккорд.

          Это закономерность для любой Мажорной гаммы.

          Надеюсь не запутал и вы сможете разобраться.

          1. По сути минорными аккордами в мажорной гамме и наоборот являются T D S паралельной тональности.
            P. S. Очень хорошая статья и для практики очень полезная, спасибо.

      2. Мажорность или минорность зависит от способа звукоизвлечения, больше не от чего.

          1. Это когда ты хочешь извлечь минор, ты с грустным лицом, а когда мажор — улыбаешься)))

  4. Уменьшенные аккорды могут быть только мажорными (ошибка. Надо — минорными), поскольку в них отсутствует характерная минорная (ошибка. Надо — мажорная) большая терция

    1. Спасибо, что уточнили. Все верно там 2 малые терции от тоники, аккорд минорный. Все исправили, возможно напутали при написании.

  5. Здравствуйте! Согласно Вашему мажорному паттерну в До мажоре, шестая ступень будет Am, а не A, как указано у Вас. Где-то тут ошибка!

  6. Такая же ошибка и в других аккордах. Трезвучия строятся по терциям, т.е. это 1, 3 и 5 ступени гаммы. Если первая ступень «до», вторая «ре», а третья «ми». Соответственно в мажоре «ми», а в миноре «ми бемоль». Не может же быть в две ноты «ре» в гамме. А у вас получается, что в гамме есть «ре» и «ре диез». Так же и в остальных случаях.

  7. «Аккорд Cm имеет ноты До – Ре# — Соль» — не верно. В до миноре До — Ми бемоль — Соль.

    1. Ми-бемоль и Ре-диез это одно и тоже, просто в нашем примере записано так. Ошибки здесь нет.

      1. В комментарии ниже я пояснил, почему это ошибка.
        По высоте звука да, они одинаковы. Но это не одно и то же. Эта нота в гамме (и соответственно аккорде) До минор — называется Ми бемоль, а в гамме (и аккорде), например, Си мажор она называется Ре диез.
        Как можно этого не знать и учить людей? Это же элементарные вещи.

        1. Исправили на Ми-бемоль, спорить дальше нет смысла, т.к. важно другое, чтобы материал был качественный. В любом случае, приятно, что вам не безразлично, и вы активно дискутируйте по теме. За это большое спасибо!

          Отмечу только по поводу компетентности наших авторов «не знать и учить», если бы наши авторы не разбирались в теме, то они бы ее написать не смогли бы. Здесь замечена небольшая ошибка, и мы ее исправили, но это не говорит о том, что наши авторы неучи и не разбираются в том, что пишут.

          1. Прошу прощения, если задел своими словами. Это не было моей целью. Видимо, моя последняя фраза была слишком резкой и ненужной.
            Исправили и хорошо. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *