Гамма До-мажор на гитаре для начинающих. Аппликатуры, упражнения и табы.

гамма до мажор на гитаре

 

Гамма До-мажор на гитаре — что это такое простыми словами

Гамма – это последовательность нот, которые входят в тональность произведения. В данном случае это звукоряд, который образовывает тональность до-мажор, или же ля-минор – поскольку они параллельны друг другу. Ноты при этом идут одна за другой в определенной последовательности.

Данный материал необходим каждому гитаристу, поскольку именно на основе гамм и их аппликатур выстраиваются соло-партии, а также базируется построение аккордов. Благодаря этим знаниям вы сможете выстраивать интересные гармонии и последовательности аккордов, а также, при необходимости – четко будете понимать, какие правила нарушать, чтобы песня звучала необычно и интересно.

 

Для чего вам стоит выучить позиции гаммы До-мажор?

Для чего вам стоит выучить позиции гаммы До-мажорВ первую очередь, потому что это – основа основ. Выучив аппликатуры и все позиции базовой гаммы с целыми нотами, вы поймете, как она вообще встраивается, и по аналогии уже самостоятельно найти другие боксы. Кроме этого вы сделаете первые шаги в импровизации, и начнете осваивать искусство придумывания соло-партий для гитары.

 

Краткая инструкция по правильной игре гамм

  1. Разберитесь с тем, как пользоваться метрономом, и всегда играйте только под него. Берите средний для себя темп, и постепенно наращивайте его.
  2. Кроме этого, старайтесь делать дополнительные упражнения также под метроном – например, играть синкопы, или же триолями, дуолями, квартолями, и так далее.
  3. Старайтесь запомнить аппликатуры, чтобы не смотреть на гриф при игре.
  4. Выучив способ построения гаммы, попробуйте, не глядя в другие аппликатуры, построить ее в любом месте грифа.

 

Гамма До-мажор теоретическая часть

Как построить гамму До-мажор

Как и любая мажорная гамма, она выстраивается по принципу – тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. В данном случае последовательность нот очень простая – C D E F G A B C. То есть вам просто нужно сыграть все полные ноты на гитаре – и вы получите гамму.

Как построить гамму До-мажор

 

Устойчивые ступени в гамме До-мажор

Устойчивые ступени в гамме До-мажорУстойчивыми ступенями называются ноты гаммы, которые при одновременной игре дают так называемое тоническое трезвучие – то есть, аккорд. Это всегда первая, третья и пятая ступень – данное правило применяется к любой тональности, меняются только ноты. В случае с до-мажором это ноты До, Ми и Соль.

Кроме этого, существуют также и неустойчивые ступени, которые при необходимости можно убрать – что и происходит, например, в мажорной и минорной пентатонике. Кроме этого, сами по себе они звучат напряженно, и их необходимо разрешать – то есть менять ноту на устойчивую ступень. В гамме на гитаре такие ноты всегда находятся на втором, четвертом, шестом и седьмом местах.

 

Гамма До-мажор для начинающих 5-позиций

Аппликатура гаммы До-мажор

Как уже было сказано выше, до-мажор представляется последовательностью нот До Ре Ми Фа Соль Ля Си, соответственно, в разных боксах ее аппликатура будет прежде всего отталкиваться от этого. Ниже, помимо объяснения, также будут представлены табы до-мажор, чтобы вам было еще легче упражняться в игре этой гаммы.

Аппликатура гаммы До-мажор

 

Как играть гамму До-мажор

Купите себе механический, или используйте метроном онлайн, и играйте только под него. Это очень важно, поскольку вы сразу же приучите себя к ровной и четкой игре. Кроме того, очень желательно выучить все позиции, чтобы при импровизации не теряться и продолжать играть на любом гитарном ладу. Старайтесь при игре задействовать все пальцы – так будет гораздо удобнее исполнять ваши партии и не теряться во время быстрых соло.

 

1 позиция

Первая позиция опирается на седьмой лад. Ноты играются последовательно, цифрами обозначены пальцы, которыми надо зажимать лады. Эту же схему можно транспонировать и на другие тональности.

Гамма До-мажор 1 позиция

 

Табы Гамма До-мажор 1 позиция

 

2 позиция

Опускаемся на три лада ниже – теперь тоника находится на десятом. Обратите внимание на то, что схема практически не изменилась, и кроме этого, задействует в себе ноты от прошлой позиции. Это очень важно, поскольку понимая данный принцип, строить гаммы становится проще.

Гамма До-мажор 2 позиция

 

Табы Гамма До-мажор 2 позиция

 

3 позиция

Теперь мы переходим к первому ладу. Все отталкивается от него. Это самая простая схема во всей тональности.

Гамма До-мажор 3 позиция

 

Табы Гамма До-мажор 3 позиция

 

4 позиция

Двигаемая к третьему ладу. Обратите внимание еще раз на то, что в данной схеме первые ноты на каждом ладу – это последние ноты из предыдущего бокса.

Гамма До-мажор 4 позиция

 

Табы Гамма До-мажор 4 позиция

 

5 позиция

Она начинается от четвертого лада, и заканчивается на седьмом – таким образом, вы проходите полный круг, и возвращаетесь к первой позиции.

Гамма До-мажор 5 позиция

 

Табы Гамма До-мажор 5 позиция

 

Гамма До-диез мажор/Гамма Ре-бемоль мажор — 5-позиций

На самом деле, чтобы усвоить данные позиции, достаточно просто сдвинуть все перечисленные выше боксы на один лад вниз по грифу.

 

1 позиция

Первая позиция начинается с восьмого лада. Бокс при этом точно такой же, как и в гамме до-мажор, просто все переносится на половину тона.

Гамма До-диез мажор - Гамма Ре-бемоль мажор 1 позиция

 

Табы Гамма До-диез мажор - Гамма Ре-бемоль мажор 1 позиция

 

2 позиция

Второй бокс начинается с девятого лада, и полностью повторяет собой схему второй позиции из гаммы до-мажор.

Гамма До-диез мажор - Гамма Ре-бемоль мажор 2 позиция

 

Табы Гамма До-диез мажор - Гамма Ре-бемоль мажор 2 позиция

 

3 позиция

Третья позиция начинается с первого лада, и выглядит немного иначе, чем бокс до-мажора. Причина в том, что все открытые лады меняются на зажатый первый.

Гамма До-диез мажор - Гамма Ре-бемоль мажор 3 позиция

 

Табы Гамма До-диез мажор - Гамма Ре-бемоль мажор 3 позиция

 

4 позиция

Далее все переходит на четвертый лад. Принцип тот же самый – последние ноты прошлого бокса превращаются в первые для этого.

Гамма До-диез мажор - Гамма Ре-бемоль мажор 4 позиция

 

Табы Гамма До-диез мажор - Гамма Ре-бемоль мажор 4 позиция

 

5 позиция

Последняя позиция, в которой мы возвращаемся к восьмому ладу. В данном случае все начинается с шестого.

Гамма До-диез мажор - Гамма Ре-бемоль мажор 5 позиция

 

Табы Гамма До-диез мажор - Гамма Ре-бемоль мажор 5 позиция

 

Упражнения для игры гаммы До-мажор

Ниже представлены несколько упражнений для отработки гаммы до-мажор. Вместе с подробным описанием также идут табы и аудиодорожки, где можно будет более подробно их разобрать. Кроме того, все эти упражнения можно перенести и на другие тональности без каких-либо проблем.

 

Первое упражнение

Оно задействует лады с седьмого по десятый на всех струнах кроме первой и второй. Начинать вам надо со среднего пальца, поскольку именно с такой аппликатурой вам будет проще работать и играть. Все играется шестнадцатыми нотами, поэтому внимательно регулируйте темп.

Упражнение для игры гаммы До-мажор #1

 

Второе упражнение

Оно точно так же задействует лады с седьмого по десятый. С самого начала вы можете зажать сразу несколько нот, поскольку они располагаются на одной струне. Все исполняется точно так же шестнадцатыми нотами.

Упражнение для игры гаммы До-мажор #2

 

Третье упражнение

Похожее на предыдущее упражнение, разница лишь в том, что тут задействованы все струны, а также гамма восходящая, а не нисходящая. Кроме этого, в некоторых местах вам потребуется использовать прием легато для того, чтобы переход между нотами был плавным.

Упражнение для игры гаммы До-мажор #3

 

Четвертое упражнение

Более сложное упражнение, которое предлагает вам задействовать струны не подряд, а через одну. Это позволит вашим пальцем лучше двигаться, а также активнее тренировать мизинец.

Упражнение для игры гаммы До-мажор #4

 

Заключение и советы для начинающих гитаристов

В первую очередь стоит повторить еще раз, что упражняться играть гаммы следует исключительно под метроном. Приучите себя к нему с самого старта занятий, и в дальнейшем вам будет гораздо проще работать над музыкой.

Советы как играть гамму до мажорКроме того, старайтесь регулярно заниматься и уже самостоятельно отрабатывать все гаммы и тональности. Учите теорию, поскольку это пригодится вам в композиторской деятельности. Представленные выше упражнения – не единственные, и можно найти еще очень много – для отработки легато, гамм, а также скорости и техники игры.



19 Replies to “Гамма До-мажор на гитаре для начинающих. Аппликатуры, упражнения и табы.

  1. Не могу понять, что значит последние ноты бокса это первые ноты бокса следующей позиции,хотя там совершенно другие ноты?

    1. Ниже на картинке отметил наглядный пример как крайние ноты бокса 4 позиций, становятся первыми с другого края в боксе 5 позиции. Это относится к любым гаммам, не только До-мажор.

      1. Окей, а приведите такой же пример перехода между схемой 1 и схемой 2 пожалуйста.

  2. А если я поставлю каподастр на 2 лад и сыграю гамму до мажор как показано на позиции 3,я получу гамму Фа диез мажор?

    1. Если поставить каподастр на 2 лад, то у вас получится гамма Ре-мажор, т.к. каподастр на 2-ом ладу повышает тональность на 1 тон.

      Если к примеру вы поставите на 1-ый лад у вас будет До-диез мажор, на 3-ий Ре-диез мажор, на 4-ый Ми-мажор и т.д.

      1. понял)Ошибся в предыдущем сообщении(ре мажор).То есть можно ре мажор сыграть через каподастр на 2м по аппликатуре до мажора, а если без каподастра то по аппликатуре соответственно ре мажора.таким образом можно одной аппликатурой обыграть все гаммы без каподастра,просто включая ноты лада(на котором должен быть каподастр) от которого играю

        1. Все верно, если играть без каподастра и передвигать аппликатуру вверх по грифу, таким образом вы будете играть гаммы в других тональностях

  3. Объясните пожалуйста, что значит номер позиции? Везде разная информация. Где то пишут, что номер позиции — это номер лада, с которого начинается гамма. Тут же позиции расписаны так, что одна завершается, другая с этих нот начинается. По такому принципу выстроены номера позиций?

    1. Здравствуйте. Позиция, это устойчивый порядок расположения нот на всех струнах, также это называется боксом (в натуральном виде этой гаммы на каждой струне внутри бокса играется по 3 или 2 ноты на каждой струне). Как правило, есть 5 основных позиций, которые вы можете двигать по грифу и получать гаммы в других тональностях. И получается что крайние ноты позиции №1, будут начало в позиции №2.

      От сюда есть и их номера. В нашей статье каждая отдельная позиция имеет свою аппликатуру, ориентируйтесь по этим понятиям. Но я вам с уверенностью могу сказать, что номер позиции это не номер лада с которого начинается гамма.

      1. Так и не понял, почему позиции 1 присвоили номер 1, а как быть с применением правила, что «получается что крайние ноты позиции №1, будут начало в позиции №2.» для позиций 2 и позиции 3? И почему бы не присвоить позиции 4 номер 1. Не могу увидеть стройную логику в присвоении номеров, а хотелось бы.

        1. Владимир, здравствуйте. На самом деле логика здесь очень простая. Перед вами гамма До-мажор, в которой есть 5 позиций (боксов), которые можно транспонировать в другую тональность, для этого нужно все лишь передвинуть ее вверх или вниз по грифу. Если мы двигаем вверх на 1 тон, получим гамму Ре-мажор с точно такими же боксами (5 позиций). Сдвинем еще на 1 тон получим гамму Ми-мажор. И на что здесь надо обратить внимание, это на сами аппликатуры гамм, то есть их как они построены. По сути, в До-мажор 1 позиция начинается с 7-го лада и это кажется странно, но если мы транспонируем на тон выше в Ре-мажор, то наша 1 позиция уже будет с 9 лада, а если посмотрим эту же аппликатуру в Ми-мажор, то она будет начинаться с 11-лада.

          Вывод: Вам надо выучить основные 5 позиций гаммы До-мажор и научится их транспонировать в другие тональности + чтобы не запутаться выучить открытые позиции гамм, которые начинаются с 0-го лада. Например, в той же гамме Ми-мажор, 1-ая позиция несколько отличается от 1-ой позиции До-мажор. Поняв эту простую цепочку и взаимосвязь, вы быстро выучите другие гаммы и вообще по-другому будете смотреть, и видеть гриф.

  4. Я новичок, скорее чего-то не понимаю. Но почему гаммы начинаются не с тоники?
    (до-мажор 1-я позиция начинается с Си. В др. позициях — тоже )

    1. Эти ноты входят в состав гаммы До-мажор (C-D-E-F-G-A-B). Тоника если простыми словами объяснить это как ориентир для построения нужной гаммы и определения тональности. Зная тонику, вы понимаете, какие ноты в нее входят, а зная позиции боксов гамм, вам будет проще в них ориентироваться. Если отойти от этой системы, то гамму можно сыграть на одной струне, по диагонали (через весь гриф), по 3 ноты на струне и т.д. в любом из этих случаев, если вы играете ноты, из которых построена гамма, вы действуйте правильно. Для примера: если вы включите минус для импровизации в тональности До-мажор и попробуйте сыграть гамму до-мажор в разных вариантах, вы услышите и почувствуете что, выиграете в правильной тональности. Потом попробуйте сыграть под тот же минус гамму Соль-мажор и вам сразу станет все понятно.

      В итоге ваша задача, опираясь на тонику, знать какие ноты входят в гамму и где они расположены, для этого удобнее их учить предложенными боксами. А то, что гамма начинаются не с тоники, это лишь просто система боксов. Если вам удобно вы можете начинать играть ее с тоники спускаться вниз по грифу и заканчивать опять на ней, в этом случае вы просто ограничитесь одной октавой, т.е. используйте не весь предложенный диапазон.

      1. Здравствуйте, я всё равно не понимаю, как должна выглядеть гамма. Просто аппликатуры представленные на сайте не совпадают с другими. Как понять какие ноты должны входить в гамму? В апликатуре до (на этом сайте) ноты находятся в 4 октавах. В других источниках в 3.

        1. Здравствуйте. Вам лишь нужно понимать, что такое гамма и порядок ее построения, и тогда вы сами сможете построить нужные вам аппликатуры. Т.к. гаммы можно сыграть по 3 ноты на струне, всю гамму на 1-ой струне, по диагонали на грифе. В нашем цикле статей предложены стандартные аппликатуры по позициям в боксах. Для этого используйте формулу, которая написана в статье. Если вы все построите правильно, то у вас получиться последовательность нот C D E F G A B (для До-мажора, в другой тональности ноты будут другие), которые вы сможете найти на грифе и отложить соответствующие интервалы до следующей ноты гаммы, а потом до другой ноты и так далее. Ограничить вас сможет только диапазон грифа.

          Далее что касается позиций. Не обязательно привязываться к номерам позиций, вам главное выучить сами боксы, которые переходят из одного в другой по грифу. Что касается того что у нас в 4 октавах, у других в 3-ёх, то здесь все просто, мы опубликовали более расширенные примеры. Если не понимаете где правильно, а где нет, то используя информацию, которую я описал выше, вы можете самостоятельно проверить, правильно построена гамма или нет и уже для себя решить, какие варианты вам больше подходят.

  5. Не понятно. Аккорд до мажор это же До, Ми и Соль, устойчивые ступени гаммы которые дают тоническое трезвучие – то есть, аккорд. Тогда почему мы зажимаем: до — ми — до, куда пропала нота соль.

    1. Здравствуйте. Когда вы ставите аккорд C (До-мажор), после того когда вы поставили пальцы на струны у нас остается открытая 3-ья струна, которая как раз звучит нотой Соль. И мы получаем трезвучие начиная с первой струны Ми – До – Соль – Ми – До.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *