Гамма До-мажор на гитаре для начинающих. Аппликатуры, упражнения и табы.

гамма до мажор на гитаре

Гамма До-мажор на гитаре — что это такое простыми словами

Гамма – это последовательность нот, которые входят в тональность произведения. В данном случае это звукоряд, который образовывает тональность до-мажор, или же ля-минор – поскольку они параллельны друг другу. Ноты при этом идут одна за другой в определенной последовательности.

Данный материал необходим каждому гитаристу, поскольку именно на основе гамм и их аппликатур выстраиваются соло-партии, а также базируется построение аккордов. Благодаря этим знаниям вы сможете выстраивать интересные гармонии и последовательности аккордов, а также, при необходимости – четко будете понимать, какие правила нарушать, чтобы песня звучала необычно и интересно.

 

Для чего вам стоит выучить позиции гаммы До-мажор?

Для чего вам стоит выучить позиции гаммы До-мажорВ первую очередь, потому что это – основа основ. Выучив аппликатуры и все позиции базовой гаммы с целыми нотами, вы поймете, как она вообще встраивается, и по аналогии уже самостоятельно найти другие боксы. Кроме этого вы сделаете первые шаги в импровизации, и начнете осваивать искусство придумывания соло-партий для гитары.

 

Краткая инструкция по правильной игре гамм

  1. Разберитесь с тем, как пользоваться метрономом, и всегда играйте только под него. Берите средний для себя темп, и постепенно наращивайте его.
  2. Кроме этого, старайтесь делать дополнительные упражнения также под метроном – например, играть синкопы, или же триолями, дуолями, квартолями, и так далее.
  3. Старайтесь запомнить аппликатуры, чтобы не смотреть на гриф при игре.
  4. Выучив способ построения гаммы, попробуйте, не глядя в другие аппликатуры, построить ее в любом месте грифа.

 

Гамма До-мажор теоретическая часть

Как построить гамму До-мажор

Как и любая мажорная гамма, она выстраивается по принципу – тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. В данном случае последовательность нот очень простая – C D E F G A B C. То есть вам просто нужно сыграть все полные ноты на гитаре – и вы получите гамму.

Как построить гамму До-мажор

 

Устойчивые ступени в гамме До-мажор

Устойчивые ступени в гамме До-мажорУстойчивыми ступенями называются ноты гаммы, которые при одновременной игре дают так называемое тоническое трезвучие – то есть, аккорд. Это всегда первая, третья и пятая ступень – данное правило применяется к любой тональности, меняются только ноты. В случае с до-мажором это ноты До, Ми и Соль.

Кроме этого, существуют также и неустойчивые ступени, которые при необходимости можно убрать – что и происходит, например, в мажорной и минорной пентатонике. Кроме этого, сами по себе они звучат напряженно, и их необходимо разрешать – то есть менять ноту на устойчивую ступень. В гамме на гитаре такие ноты всегда находятся на втором, четвертом, шестом и седьмом местах.

 

Гамма До-мажор для начинающих 5-позиций

Аппликатура гаммы До-мажор

Как уже было сказано выше, до-мажор представляется последовательностью нот До Ре Ми Фа Соль Ля Си, соответственно, в разных боксах ее аппликатура будет прежде всего отталкиваться от этого. Ниже, помимо объяснения, также будут представлены табы до-мажор, чтобы вам было еще легче упражняться в игре этой гаммы.

Аппликатура гаммы До-мажор

 

Как играть гамму До-мажор

Купите себе механический, или используйте метроном онлайн, и играйте только под него. Это очень важно, поскольку вы сразу же приучите себя к ровной и четкой игре. Кроме того, очень желательно выучить все позиции, чтобы при импровизации не теряться и продолжать играть на любом гитарном ладу. Старайтесь при игре задействовать все пальцы – так будет гораздо удобнее исполнять ваши партии и не теряться во время быстрых соло.

 

1 позиция

Первая позиция опирается на седьмой лад. Ноты играются последовательно, цифрами обозначены пальцы, которыми надо зажимать лады. Эту же схему можно транспонировать и на другие тональности.

Гамма До-мажор 1 позиция

 

Табы Гамма До-мажор 1 позиция

 

2 позиция

Опускаемся на три лада ниже – теперь тоника находится на десятом. Обратите внимание на то, что схема практически не изменилась, и кроме этого, задействует в себе ноты от прошлой позиции. Это очень важно, поскольку понимая данный принцип, строить гаммы становится проще.

Гамма До-мажор 2 позиция

 

Табы Гамма До-мажор 2 позиция

 

3 позиция

Теперь мы переходим к первому ладу. Все отталкивается от него. Это самая простая схема во всей тональности.

Гамма До-мажор 3 позиция

 

Табы Гамма До-мажор 3 позиция

 

4 позиция

Двигаемая к третьему ладу. Обратите внимание еще раз на то, что в данной схеме первые ноты на каждом ладу – это последние ноты из предыдущего бокса.

Гамма До-мажор 4 позиция

 

Табы Гамма До-мажор 4 позиция

 

5 позиция

Она начинается от четвертого лада, и заканчивается на седьмом – таким образом, вы проходите полный круг, и возвращаетесь к первой позиции.

Гамма До-мажор 5 позиция

 

Табы Гамма До-мажор 5 позиция

 

Гамма До-диез мажор/Гамма Ре-бемоль мажор — 5-позиций

На самом деле, чтобы усвоить данные позиции, достаточно просто сдвинуть все перечисленные выше боксы на один лад вниз по грифу.


Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru. 45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.

 

1 позиция

Первая позиция начинается с восьмого лада. Бокс при этом точно такой же, как и в гамме до-мажор, просто все переносится на половину тона.

Гамма До-диез мажор - Гамма Ре-бемоль мажор 1 позиция

 

Табы Гамма До-диез мажор - Гамма Ре-бемоль мажор 1 позиция

 

2 позиция

Второй бокс начинается с одиннадцатого лада, и полностью повторяет собой схему второй позиции из гаммы до-мажор.

Гамма До-диез мажор - Гамма Ре-бемоль мажор 2 позиция

 

Табы Гамма До-диез мажор - Гамма Ре-бемоль мажор 2 позиция

 

3 позиция

Третья позиция начинается с первого лада, и выглядит немного иначе, чем бокс до-мажора. Причина в том, что все открытые лады меняются на зажатый первый.

Гамма До-диез мажор - Гамма Ре-бемоль мажор 3 позиция

 

Табы Гамма До-диез мажор - Гамма Ре-бемоль мажор 3 позиция

 

4 позиция

Далее все переходит на четвертый лад. Принцип тот же самый – последние ноты прошлого бокса превращаются в первые для этого.

Гамма До-диез мажор - Гамма Ре-бемоль мажор 4 позиция

 

Табы Гамма До-диез мажор - Гамма Ре-бемоль мажор 4 позиция

 

5 позиция

Последняя позиция, в которой мы возвращаемся к восьмому ладу. В данном случае все начинается с шестого.

Гамма До-диез мажор - Гамма Ре-бемоль мажор 5 позиция

 

Табы Гамма До-диез мажор - Гамма Ре-бемоль мажор 5 позиция

 

Упражнения для игры гаммы До-мажор

Ниже представлены несколько упражнений для отработки гаммы до-мажор. Вместе с подробным описанием также идут табы и аудиодорожки, где можно будет более подробно их разобрать. Кроме того, все эти упражнения можно перенести и на другие тональности без каких-либо проблем.

 

Первое упражнение

Оно задействует лады с седьмого по десятый на всех струнах кроме первой и второй. Начинать вам надо со среднего пальца, поскольку именно с такой аппликатурой вам будет проще работать и играть. Все играется шестнадцатыми нотами, поэтому внимательно регулируйте темп.

Упражнение для игры гаммы До-мажор #1

 

Второе упражнение

Оно точно так же задействует лады с седьмого по десятый. С самого начала вы можете зажать сразу несколько нот, поскольку они располагаются на одной струне. Все исполняется точно так же шестнадцатыми нотами.

Упражнение для игры гаммы До-мажор #2

 

Третье упражнение

Похожее на предыдущее упражнение, разница лишь в том, что тут задействованы все струны, а также гамма восходящая, а не нисходящая. Кроме этого, в некоторых местах вам потребуется использовать прием легато для того, чтобы переход между нотами был плавным.

Упражнение для игры гаммы До-мажор #3

 

Четвертое упражнение

Более сложное упражнение, которое предлагает вам задействовать струны не подряд, а через одну. Это позволит вашим пальцем лучше двигаться, а также активнее тренировать мизинец.

Упражнение для игры гаммы До-мажор #4

 

Заключение и советы для начинающих гитаристов

В первую очередь стоит повторить еще раз, что упражняться играть гаммы следует исключительно под метроном. Приучите себя к нему с самого старта занятий, и в дальнейшем вам будет гораздо проще работать над музыкой.

Советы как играть гамму до мажорКроме того, старайтесь регулярно заниматься и уже самостоятельно отрабатывать все гаммы и тональности. Учите теорию, поскольку это пригодится вам в композиторской деятельности. Представленные выше упражнения – не единственные, и можно найти еще очень много – для отработки легато, гамм, а также скорости и техники игры.


Популярное на сайте:




Поддержать автора можно на карту Сбербанка 2202 2004 1296 6077

Альберт Гастинов

Автор сайта Перебором.ру и Бесплатного курса игры на гитаре, доступного на сайте в разделе Видео курс. С гитарой уже больше 10 лет. Играю на акустике, электрогитаре и бас-гитаре. Активно осваиваю Live Looping.

61 Replies to “Гамма До-мажор на гитаре для начинающих. Аппликатуры, упражнения и табы.

  1. Всю голову сломал себе, пытаясь понять, почему гамма До-мажор начинается с ноты Си. Вот так безграмотная подача может убить интерес к музыке. Хорошо, что хватило ума посмотреть других авторов и понять, что проблема не во мне, а в авторе сего педагогического шедевра.

  2. Здравствуйте, вопрос такого характера, при игре позиций в записанном Вами аудиоряде с табами ведется игра правой рукой или только левой? В других видео авторы показывают игру в том числе и правой рукой, поэтому интересен этот момент. Если играете правой рукой (или считаете, что такой вариант возможен) то можете подсказать технику игры и что здесь может быть важно? Заранее благодарю за ответ

    1. Здравствуйте. На аудио пример игры правой и левой руки. Левой зажимаем ноту, правой извлекаем звук. По технике игры гамм тут особо себя ограничивать не нужно. Я играю медиатором переменным штрихом и 2-мя пальцами попеременно как играют на бас-гитаре.

      На счёт важности. Самое важное в гаммах знать ноты гамм, запомнить их основные аппликатуры и понимать как этим пользоваться. В плане техники на гаммах можно некоторые вещи тренировать, но это очень быстро надоедает.

  3. Пентатоники, боксы, позиции, сколько трудных, непонятных слов и ещё больше непонятных вещей в комментариях. Можно просто выучить гаммы по табулатурам и всем этим не заморачиваться? А от этого и до хороших мелодичных гамм играть самому себе и кайфовать 😀 Голова кругом от такой информации и комментариев)

    1. Выучите гаммы по табам, что будете дальше с ними делать?

      1) Бокс гаммы — Это просто фрагмент в виде аппликатуры (на сайте много статей с такими схемами), где показано куда ставить пальцы на грифе и сыграть гамму в пределах 4-5 ладов. Это же самое называется Позиция или Фигура.

      2) Пентатоника это вид гаммы. Звукоряд из 5 нот. Подробно по теме есть статья на сайте.

      1. В процессе разберёмся, будем вникать поэтапно. Пока все не укладывается к пониманию но спасибо, что это всё есть.

        1. Всякий раз видя как кто-то очень хорошо играет и желая так же я задаю себе вопрос а готов ли я столько же времени потратить как и он,5/10/15 лет?? чувствую что кто-то ещё не готов трудиться и стараться раз хочет все и сразу

    1. Здравствуйте. Там опечатка, исправил. Спасибо, что написали.

  4. Добрый день!
    Насколько я понимаю, ровно эти же ноты в этих же позициях надо играть и в гамме ля-минор? Ведь ноты совпадают? А почему тогда они даны отдельно?

    1. Здравствуйте. Все верно, ноты в гаммах До-мажор и Ля-минор одинаковые, разные только тоники (первые ноты гаммы и формулы построения). Опубликованы они отдельно специально. Не смотря то, что ноты в них одинаковые, гаммы эти разные и используются для разной музыки + тех кого интересует конкретно гамма Ля-минор, не интересует гамма До-мажор.

  5. Знающие пусть подскажут. Правильно так думать?
    До мажор (ионийский) — C D E F G A B C, Дорийский — D E F G A B C D, Фригийский — E F G A B C D,
    Лидийский — F G A B C D E F, Миксолидийский — G A B C D E F G, Эолийский — A B C D E F G A
    Локрийский — B C D E F G A B

  6. А до какого темпа метронома доходить, прежде чем двигаться дальше?
    P.S. Большое спасибо за работу!

    1. Здравствуйте. При игре гамм более важно качественное исполнение, знание всех аппликатур, объединение аппликатур, знание тоник в мажоре и миноре, знание нот входящих в гамму, запоминать ступени и сами ноты на грифе, уметь ориентироваться на грифе и т.д. Скорость исполнения гаммы это уже можно рассматривать как приятный бонус. Если вы будете уметь и знать то, что я написал выше, но при этом не будете уметь играть быстро, вы будете круче гитаристом, чем, если вы будете играть быстро, но ничего не знать.

      Отвечая на ваш вопрос по скорости, тут лучше делать так. Начинать совсем с медленного 40 bpm и играть каждую ноту на 1 удар метронома, и плавно увеличивать темп на 10 bpm. Наращиваете темп до 120 bpm. После этого чтобы развивать скорость, нужно вернуться обратно к темпу 40 bpm и играть на 1 удар метронома 2 ноты. Здесь уже лучше увеличивать темп по 5 bpm и дойти до комфортной скорости, т.к. на 80 bpm вы уже начнете путаться и сбиваться. Поэтому чтобы развивать скорость, старайтесь плавно наращивать и через некоторое время вы очень сильно прибавите в скорости игры гамм. Главный ориентир того когда нужно повышать темп метронома, чтобы развивать скорость это ваша чистая игра. Если на определенном темпе вы играете не чисто, не успеваете, сбиваетесь, то значит нужно немного сбавить темп и отработать его до идеального исполнения, а уже потом переходить на темп выше.

  7. Это не гаммы, а просто перебор нот на грифе. У гамм, будь то минорной или мажорной(Натуральной, гармонической или мелодической) есть определенные неизменные схемы, по которым они строятся(вместе с диезами и бемолями). А это всё филькина грамота. Достаточно выучить ноты на грифе и знать все шесть(мною перечисленных) апликатур гамм. Квинтовый круг для кого строили? или вы не знакомы с таким понятие?

    1. Очередной недовольный нашими статьями выпускник муз. школы. Уважаемый я могу предположить, вы или выпускник муз. школы, интернет-гитарист-теоретик или просто начинающий который увидел что-то знакомое и хочется написать что умное и как-то самоутвердится.

      Вы, пожалуйста, прочитайте статью раз так 10, и потом свой комментарий в таком же количестве и сделайте выводы. Если вы даже разбираетесь и очень умный человек в плане музыки, это не дает вам привилегий, не делает вас лучше. Вот такие негативные комментарии, не несут никакой полезной информации, как для меня создателя сайта, так и для пользователей которые читают статьи и комментарии.

      Если вы разбираетесь в теме, то лучше бы нашли внятный способ улучшить материал, написать советы другим читателям в комментарии или еще как-то.

      Мне вас очень жаль!

      1. Мне одного раза хватило и одного взгляда на ваши апликатуры, чтобы понять кто из нас интернет-теоретик.

        Цитата из текста(вашего текста):
        «Как построить гамму До-мажор

        Как и любая мажорная гамма, она выстраивается по принципу – тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.»

        А теперь смотрите свои апликатуры и насколько они соответствуют данной формуле. Это первое.
        Гамму «Натуральный мажор» на грифе гитары можно взять с 8-го лада, по той же формуле(т.т.п.т.т.т.п.). Но у вас этого нет. Вы начали рассказывать про гамму «До-мажор», но не указали где её брать в натуральном виде и от чего отталкиваться новичку. Это второе.
        У вас гамма «до-мажор» в пятой позиции — это натуральный минор, но вы пишите что это «мажор».
        Вы сами не знаете что такое гаммы, как они строятся и для чего они нужны, но беретесь учить других.
        Что посоветовать? Не читать этот бред.

        1. Я еще раз повторюсь, Мне вас очень жаль. Я даже не вижу смысла писать вам какой-то внятный ответ, т.к. вы не сможете его понять. Комментарий ваш оставлю, пусть люди почитают его, может, что-то от себя добавят.
          Успехов вам в гитаре!

          1. Работаю в сфере преподавния с 95 года и могу сказать, что все зависит от типа мышоения и восприятия человека. То, что вы написали (статья) приветствуются людьми которые «сходу вьезжают» но не все так могут. Я понимаю Алексея потому, что везде твердят, с какой ноты начинаются гаммы. И таким людям нужно оприаться, на что-то но ваша статьс переворачивает его понятия потому, что вы разрушили «интервалы Алексея» 1 позиция. До мажороа «не соответствует» формуле. Все начинается с Си, до! И все конец. Если честно, думаю вы должны были в статье разеснить этот момент. Я не музыкант, но меня тоже интересует тема и я тоже удивился в начале но вроде понял.

          2. Мотамота, спасибо за развернутый комментарий. Мы все статьи проверяем периодически, но у нас их очень много. Думаю если будет возможность, постараемся внести дополнения. Но также в другой ветке комментариев я написал развернуто по этому вопросу. Комментарии читают, поэтому в любом случае, кто хочет разобраться, найдет здесь ответ.

        2. C-D-E-F-G-A-B-C формула (т.т.п.т.т.т.п.). Это вы знаете и говорите, что автор ошибается в этой статье. Тогда это как объясните? C-B-A-G-F-E-D-C а здесь (п.т.т.т.п.т.т.) В этой гамме где ваш кол-формула к которой вы привязываете мажорную гамму? Неужели тут все правильно только все наоборот. Потому, что если это так, тогда вы должны согласиться и с этим B-С-D-E-F-G-A-B а тут (п.т.т.п.т.т.т.) ! С этого и начинается статья. Алексей, у вас не должно быть вопросов. Максимум то, что почему До-мажор это еще Ля-минор 🙂

  8. Здравствуйте, прочитав комментарии все равно немного не понял про пентатонику. Если мы берем До мажор, мы должны убрать 4 и 7 ступени, но считать эти ступени мы должны от тоники гаммы, то есть от ноты До (а не от первой ноты в боксе) верно же я понимаю? или правильнее сказать что мы берем все ноты из гаммы До-мажор, выкидываем 4 и 7 ступени (ноты Фа и Си) и уже на выученных боксах убираем все ноты Фа и Си?
    И например получив боксы До-мажорной пентатоники мы можем менять тональность используя те же самые боксы, верно?
    Спасибо за статьи очень хорошо все расписано

  9. Добрый день!
    До этой статьи везде читала, что при составлении минорной гаммы пентатоники нужно убирать 2 и 6 ноты, а при мажорной — 4 и 7. В этой же статье говорится, что играются все ноты подряд. Тем более непонятно, потому что до-мажор и ля-минор ведь параллельные тональности, а в ля-минор как раз убираются 2 и 6 ноты. Так почему в до-мажор не убираются. В чём моя ошибка, объясните, пожалуйста?

    1. Здравствуйте. Ну, все правильно, до этого вы читали про пентатонику, это тоже гамма, построенная из натуральной гаммы как в этой статье, в который убраны 2 ступени и остается только 5 ступеней, от этого она и имеет свое название Пентатоника.

      В этой статье играются все ноты, т.к. это натуральный вид гаммы, который состоит из 7 нот.

      Не совсем понял вопрос про До-мажор и Ля-минор. Это параллельные тональности, которые состоят из одинаковых нот. Их отличие в том, по какой формуле строятся эти гаммы. Эти формулы написаны у нас в каждой статье про гаммы. Отсюда и разница при построении минорной и мажорной пентатоники. У них разные формулы, от этого и получается, что мы убираем ноты на разных ступенях.

  10. Добрый день, начал знакомство с гаммами, но возникли некие вопросы. Как мне играть эти гаммы, если строй у меня Ре стандарт. То есть, мне нужно играть эти гаммы , сдвинув позицию через лад ? Или есть другая закономерность? Тот же вопрос и для ладов, ионийского например.

    1. Здравствуйте. Не совсем понятен строй Ре-стандарт, у вас все струны понижены на тон или строй Drop D? В любом случае, если вы играет строе отличительным от классического, правила построения гамм в любой тональности ничем не отличается. Единственное, если вы меняете настройку гитары, то расширяете ее диапазон.

      Используйте блок статьи «Как строить гамму», в нем написано, что вам нужно сделать. Сложно ничего нет. Просто найдите ноты в последовательности CDEFGAB, это и будет гамма До-мажор.

      Ионийский лад, это та же самая мажорная гамма. Здесь подробно об этом https://pereborom.ru/ionijskij-lad/

  11. Здравствуйте. Гамма же всегда начинается с тоники. И строится в соответсвии с правилами ТТП ТТТП для мажорной или ТПТ ТПТ Т для минорной. У вас же гамма начинается не с тоники и боксы не подходят под эти правила тонов и полутонов… Ничего не понимаю. 🙁

    1. Здравствуйте. Формулы вы написали верные. Дело в том, что по ним мы строим гамму, и получаем 8 нот, которые входят в нее. А вот играть их, можно и не с тоники, при условии, что вы играете только те ноты, которые построили для данной гаммы.

      Если отталкиваться от бокса, то сами по себе они используются для удобства игры и ориентирования по графу, а также транспонирования этих позиций в другие тональности. Т.е. аппликатуры боксов позволяют в одной позиции (не передвигаю руку по грифу) сыграть нужную нам гамму в 2 октавы и чтобы они выглядели и звучали целостно они начинаются не с тоники, а с нот из данной гаммы, но в пределах той позиции, на которой они расположены.

      1. Очень долго искал ответ на этот вопрос. Все время задавался вопросом, что какую гамму я играю если не с До начну играть гамму До-мажор? Получается, что До-мажор (и другие гаммы тоже) можно играть с любой ноты все равно остаемся в в этой гамме, если не изменяем состав звуков.

      2. Только тогда как будет с интервалами? Если начать гамму с Ля.
        Ля-Си — тон. Си-До п.тон. Это уже минорная гамма. Куда делся До-мажор если ноты все те же?

        1. Если вы играете гамму до мажор с ноты ля это одно. У вас будут все те же ноты A — B — C — D — E — F — G — A. Тоника в этой гамме по прежнему нота C (до).

          Если строить мажорную гамму от тоники Ля, это уже совсем другое.

  12. Здравствуйте! Начинаю знакомство с гаммами и не совсем понимаю, почему есть 5 позиций до мажора, но нет до минора? Та же ситуация с Фа и т.д

    1. Здравствуйте. До-минора, в данной статье нет, т.к. он логически здесь неуместен. Только если рассматривать гамму Ля-минор, она параллельна гамме До-мажор. Имеет точно такие же ноты и аппликатуры. Отличается только Тоникой и построением.

      Что касается гаммы До-минор, мы пока не сделали отдельную статью по этой теме. Как опубликуем, она появится в главном разделе всех гамм по ссылке https://pereborom.ru/gammy-na-gitare-dlya-nachinayushhih/

  13. Не понятно. Аккорд до мажор это же До, Ми и Соль, устойчивые ступени гаммы которые дают тоническое трезвучие – то есть, аккорд. Тогда почему мы зажимаем: до — ми — до, куда пропала нота соль.

    1. Здравствуйте. Когда вы ставите аккорд C (До-мажор), после того когда вы поставили пальцы на струны у нас остается открытая 3-ья струна, которая как раз звучит нотой Соль. И мы получаем трезвучие начиная с первой струны Ми – До – Соль – Ми – До.

  14. Я новичок, скорее чего-то не понимаю. Но почему гаммы начинаются не с тоники?
    (до-мажор 1-я позиция начинается с Си. В др. позициях — тоже )

    1. Эти ноты входят в состав гаммы До-мажор (C-D-E-F-G-A-B). Тоника если простыми словами объяснить это как ориентир для построения нужной гаммы и определения тональности. Зная тонику, вы понимаете, какие ноты в нее входят, а зная позиции боксов гамм, вам будет проще в них ориентироваться. Если отойти от этой системы, то гамму можно сыграть на одной струне, по диагонали (через весь гриф), по 3 ноты на струне и т.д. в любом из этих случаев, если вы играете ноты, из которых построена гамма, вы действуйте правильно. Для примера: если вы включите минус для импровизации в тональности До-мажор и попробуйте сыграть гамму до-мажор в разных вариантах, вы услышите и почувствуете что, выиграете в правильной тональности. Потом попробуйте сыграть под тот же минус гамму Соль-мажор и вам сразу станет все понятно.

      В итоге ваша задача, опираясь на тонику, знать какие ноты входят в гамму и где они расположены, для этого удобнее их учить предложенными боксами. А то, что гамма начинаются не с тоники, это лишь просто система боксов. Если вам удобно вы можете начинать играть ее с тоники спускаться вниз по грифу и заканчивать опять на ней, в этом случае вы просто ограничитесь одной октавой, т.е. используйте не весь предложенный диапазон.

      1. Здравствуйте, я всё равно не понимаю, как должна выглядеть гамма. Просто аппликатуры представленные на сайте не совпадают с другими. Как понять какие ноты должны входить в гамму? В апликатуре до (на этом сайте) ноты находятся в 4 октавах. В других источниках в 3.

        1. Здравствуйте. Вам лишь нужно понимать, что такое гамма и порядок ее построения, и тогда вы сами сможете построить нужные вам аппликатуры. Т.к. гаммы можно сыграть по 3 ноты на струне, всю гамму на 1-ой струне, по диагонали на грифе. В нашем цикле статей предложены стандартные аппликатуры по позициям в боксах. Для этого используйте формулу, которая написана в статье. Если вы все построите правильно, то у вас получиться последовательность нот C D E F G A B (для До-мажора, в другой тональности ноты будут другие), которые вы сможете найти на грифе и отложить соответствующие интервалы до следующей ноты гаммы, а потом до другой ноты и так далее. Ограничить вас сможет только диапазон грифа.

          Далее что касается позиций. Не обязательно привязываться к номерам позиций, вам главное выучить сами боксы, которые переходят из одного в другой по грифу. Что касается того что у нас в 4 октавах, у других в 3-ёх, то здесь все просто, мы опубликовали более расширенные примеры. Если не понимаете где правильно, а где нет, то используя информацию, которую я описал выше, вы можете самостоятельно проверить, правильно построена гамма или нет и уже для себя решить, какие варианты вам больше подходят.

  15. Объясните пожалуйста, что значит номер позиции? Везде разная информация. Где то пишут, что номер позиции — это номер лада, с которого начинается гамма. Тут же позиции расписаны так, что одна завершается, другая с этих нот начинается. По такому принципу выстроены номера позиций?

    1. Здравствуйте. Позиция, это устойчивый порядок расположения нот на всех струнах, также это называется боксом (в натуральном виде этой гаммы на каждой струне внутри бокса играется по 3 или 2 ноты на каждой струне). Как правило, есть 5 основных позиций, которые вы можете двигать по грифу и получать гаммы в других тональностях. И получается что крайние ноты позиции №1, будут начало в позиции №2.

      От сюда есть и их номера. В нашей статье каждая отдельная позиция имеет свою аппликатуру, ориентируйтесь по этим понятиям. Но я вам с уверенностью могу сказать, что номер позиции это не номер лада с которого начинается гамма.

      1. Так и не понял, почему позиции 1 присвоили номер 1, а как быть с применением правила, что «получается что крайние ноты позиции №1, будут начало в позиции №2.» для позиций 2 и позиции 3? И почему бы не присвоить позиции 4 номер 1. Не могу увидеть стройную логику в присвоении номеров, а хотелось бы.

        1. Владимир, здравствуйте. На самом деле логика здесь очень простая. Перед вами гамма До-мажор, в которой есть 5 позиций (боксов), которые можно транспонировать в другую тональность, для этого нужно все лишь передвинуть ее вверх или вниз по грифу. Если мы двигаем вверх на 1 тон, получим гамму Ре-мажор с точно такими же боксами (5 позиций). Сдвинем еще на 1 тон получим гамму Ми-мажор. И на что здесь надо обратить внимание, это на сами аппликатуры гамм, то есть их как они построены. По сути, в До-мажор 1 позиция начинается с 7-го лада и это кажется странно, но если мы транспонируем на тон выше в Ре-мажор, то наша 1 позиция уже будет с 9 лада, а если посмотрим эту же аппликатуру в Ми-мажор, то она будет начинаться с 11-лада.

          Вывод: Вам надо выучить основные 5 позиций гаммы До-мажор и научится их транспонировать в другие тональности + чтобы не запутаться выучить открытые позиции гамм, которые начинаются с 0-го лада. Например, в той же гамме Ми-мажор, 1-ая позиция несколько отличается от 1-ой позиции До-мажор. Поняв эту простую цепочку и взаимосвязь, вы быстро выучите другие гаммы и вообще по-другому будете смотреть, и видеть гриф.

        1. Хм, интересно! А в чем отличия? Дайте, пожалуйста, развернутый комментарий, по возможности со всеми деталями.

  16. А если я поставлю каподастр на 2 лад и сыграю гамму до мажор как показано на позиции 3,я получу гамму Фа диез мажор?

    1. Если поставить каподастр на 2 лад, то у вас получится гамма Ре-мажор, т.к. каподастр на 2-ом ладу повышает тональность на 1 тон.

      Если к примеру вы поставите на 1-ый лад у вас будет До-диез мажор, на 3-ий Ре-диез мажор, на 4-ый Ми-мажор и т.д.

      1. понял)Ошибся в предыдущем сообщении(ре мажор).То есть можно ре мажор сыграть через каподастр на 2м по аппликатуре до мажора, а если без каподастра то по аппликатуре соответственно ре мажора.таким образом можно одной аппликатурой обыграть все гаммы без каподастра,просто включая ноты лада(на котором должен быть каподастр) от которого играю

        1. Все верно, если играть без каподастра и передвигать аппликатуру вверх по грифу, таким образом вы будете играть гаммы в других тональностях

  17. Не могу понять, что значит последние ноты бокса это первые ноты бокса следующей позиции,хотя там совершенно другие ноты?

    1. Ниже на картинке отметил наглядный пример как крайние ноты бокса 4 позиций, становятся первыми с другого края в боксе 5 позиции. Это относится к любым гаммам, не только До-мажор.

      1. Окей, а приведите такой же пример перехода между схемой 1 и схемой 2 пожалуйста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *