Блюзовые гаммы для гитары. Аппликатуры, табы и описание блюзовых гамм для начинающих

Блюзовые гаммы на гитаре

Блюзовые гаммы для гитары. Общая информация

Содержание статьи

Блюзовая гамма –  гамма, которая отличается от пентатоники на один звук. Это так называемая «блюзовая нота», которая и даёт характерный оттенок при игре этого жанра. Разумеется, данная последовательность используется не только в блюзе. Её основы можно часто встретить в самых разных стилях – от классического хард-рока до современной поп-музыки.

 

Для чего вам стоит выучить позиции Блюзовых гамм?

блюзовая гамма

В первую очередь блюзовые гаммы на гитаре необходимы для игры импровизаций. Наверняка многие задумывались о том, как их любимые роковые музыканты делают свои сногсшибательные соло. Разумеется, на студийных версиях есть какая-то заготовка или даже заученный текст. Однако часто опытные рокеры используют разные варианты, как при записи альбомов, так и в концертных турах. Например, гитарист Led Zeppelin Джимми Пейдж вообще никогда не играл одинаковые соло. На каждом концерте он добавлял к известным песням что-то новое и ранее не звучавшее.

блюзовая гаммаКультовые блюзмены вроде Стиви Рэй Вона буквально рассыпались жемчужинами звуков на своих выступлениях. Такие сольные партии могли продолжаться до десяти минут. Помимо этого умение сымпровизировать – это важный навык, который пригодится в джемах. Это спонтанные совместные импровизации на заготовленную тему, которые популярны как у блюзовых, так и у джазовых и классических музыкантов.

Помимо этого блюзовая гамма пригодятся вам для разучивания уже знакомых песен. Вы приятно удивитесь, когда начнёте вспоминать старое соло или просто песенку. Вполне возможно, что ранее вы долго и упорно зазубривали каждую ноту, стараясь запомнить цифровку в табулатуре. Но зная ноты блюзовой гаммы, многие фразы окажутся клишированными и лёгкими для запоминания.

 

Блюзовые гаммы. Теория простыми словами

Как строится блюзовая гамма

Если вы не знаете, что такое пентатоника, то рекомендует ознакомиться по предложенной ссылке. Это фундамент музыки «голубой тоски», который поможет построить необходимую гамму за считанные минуты.

 

Минор

Минорная блюзовая гамма строится исходя из строения минорной пентатоники.

Соответственно:

Минорная пентатоника: малая терция – большая секунда – большая секунда – малая терция;

Минорная блюзовая гамма: малая терция – большая секунда – малая секунда – малая секунда – малая терция.

Для того, чтобы понять эти музыкальные интервалы, отложите на инструменте (скажем, от ноты ля): 1,5 тона – тон – полутон – полутон – 1,5 тона.

Если сказать ещё проще, то: «точка отсчёта» — 6 струна 5 лад – передвигаем палец на 3 лада вправо – переход на 5 струна 5 лад – двигаем палец на лад вправо – двигаем палец на лад вправо – 4 страну 5 лад – двигаем палец на 2 лада вправо.

Разумеется, это сделано для подробного разбора новичкам. Ниже будут аппликатуры пальцев для удобства исполнения.

 

Мажор

Построим мажорную пентатонику: большая секунда – большая секунда – малая терция – большая секунда;

Мажорная блюзовая гамма: большая секунда – малая секунда – малая секунда – малая терция – большая секунда, или:

Тон – полутон — полутон – 1,5 тона – тон.

 

Отличие минорного и мажорного вида. Параллельные гаммы

Как вы могли заметить, основные различия содержатся в интервальном построении. Именно за счёт него и получается отличный друг от друга звук. Кроме того из-за особенностей строения самой пентатоники (отсутствие 2 и 6 ступеней в миноре; 4 и 7 в мажоре) меняется и сам «нотный состав» гаммы.


Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru. 45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.

Например, блюзовые гаммы для гитары Ля-минор и гамма до-мажор (соответственно):

Ля – до – ре – РЕ ДИЕЗ – ми – соль;

До – ре – МИ БЕМОЛЬ — ми  (бекар) – соль – ля.

Обратите внимание на то, что в параллельных гаммах совпадают аппликатуры. Рассмотрим на примере соль мажор (блюзовая – соль – ля – СИ БЕМОЛЬ – си бекар – ре – ми – соль). Чтобы сыграть параллельную минорную гамму, необходимо отложить малую терцию вниз. Соль – 1,5 тона = ми. Итого получаем ми минор (блюзовая – ми (открытая 6) – соль – ля – СИ БЕМОЛЬ – си бекар – ре – ми). Аппликатура в боксе совпадает. Кроме того совпадают аппликатуры тональностей по всему грифу.

 

Дополнительная нота, которая создает блюзовый мотив

Чтобы исполнять блюз на гитаре, непременно нужно знать, за счёт чего появляется тот самый «криминально-таинственный» звук. В пентатонике необходимо:

В миноре – понизить четвёртую ступень;

В мажоре – понизить третью ступень

В миноре она является связующим звеном между третьей и четвёртой ступенью.

В мажоре – между второй и третьей.

Посмотрите на пример ниже, где нужная нота выделена стрелкой.

 

Аппликатуры и обозначения

Ниже приведены примеры аппликатур. Цифра обозначает палец, которым следует зажимать необходимый лад (1 — указательный, 2 – средний и так далее). Тоники (чёрный кружок) – это звуки, на которые опирается гамма. Для наглядности блюзовая нота выделена зеленым цветом.

Выучив аппликатуры для определённой позиции, вам будет проще переходить в параллельные гаммы (так как они совпадают по пальцовке). Кроме того это поможет не задумываться (в каком боксе я сейчас нахожусь?) при импровизации. Для этого в качестве ритма можно использовать блюзовые аккорды, а поверх них играть небольшие соло, основанные на знакомых позициях.

блюзовая гамма ноты

 

A (ля) минор блюзовая гамма — 6 позиций

Для начала можно потренироваться на ля минорной гамме без ключевых знаков.

Хорошей практикой будет самостоятельное построение гаммы в позиции. Мысленно вычёркивайте ненужные ноты из натурального минора и стройте пентатонику. Затем добавляйте 4 пониженную. Когда вы сделаете это один раз, то останется только зажимать необходимые звуки на грифе.

 

1 позиция

блюзовые гаммы для гитары

блюзовая гамма

 

2 позиция

 

3 позиция

блюзовые гаммы для гитары

 

4 позиция

блюзовые гаммы для гитары

блюзовая гамм

 

5 позиция

блюзовые гаммы для гитары

 

6 позиция

блюзовые гаммы для гитары

 

Аппликатуры блюзовых гамм в других тональностях

До минор (C min) — Ми-бемоль мажор (E♭ maj)

 

 

Ре минор (D min) — Фа мажор (F maj)

 

Ми минор (E min) — Соль мажор (G maj)

 

Фа минор (F min) — Ля-бемоль мажор (A♭ maj)

 

Соль минор (G min) — Си-бемоль мажор (B♭ maj)

 

Си минор (B min) — Ре мажор (D maj)

 

Упражнения и блюзовые лики для развития техники игры

Чтобы применить полученные знания на практике, мы представляем вам несколько заготовленных примеров. Это так называемые блюзовые лики. Готовые клишированные ходы, которые применяют музыканты по всему миру. В них используются как бэнды и слайды, так и арпеджио на гитаре. Выучив несколько ликов, вы можете вставлять их как в импровизацию, так и в виде дополнительных фишек в уже знакомые композиции.

 

Лик #1

 

Лик #2

 

Лик #3

 

Лик #4

 

Лик #5

 

Лик #6

 

Лик #7

 

Лик #8

 

Лик #9

 

Заключение

Мир блюза разнообразен. Он вовсе не ограничивается какой-то одной «волшебной» нотой. Это лишь костяк, который необходимо знать для дальнейшего погружения в этот многогранный стиль музыки.

 


Популярное на сайте:




Поддержать автора можно на карту Сбербанка 2202 2004 1296 6077

Альберт Гастинов

Автор сайта Перебором.ру и Бесплатного курса игры на гитаре, доступного на сайте в разделе Видео курс. С гитарой уже больше 10 лет. Играю на акустике, электрогитаре и бас-гитаре. Активно осваиваю Live Looping.

34 Replies to “Блюзовые гаммы для гитары. Аппликатуры, табы и описание блюзовых гамм для начинающих

  1. Здравствуйте. У Вас я не нашёл мажорные гаммы пентатоники. Допустим я хочу преобразовать Ля минор в До мажор. Я правильно понимаю что схема бокса остаётся та же, поменяется только тоника ? А как насчёт блюзовой ноты ( зелёной ) она сдвинется или останется на своём месте ?

    1. Здравствуйте. Если смотреть на блюзовую гамму, то это, по сути, минорная пентатоника с добавленной пониженной квинтой. Ее формула 1, b3, 4, b5, 5, b7. Можно, конечно, использовать параллельную тональность от минорной пентатоники, чтобы получить мажор, но в этом лишнее и не нужно. Вам достаточно того, что есть в этой статье. Смотрите на реальное применение этой информации в музыкальных материалах или примерах, сама по себе теория конечно интересно, но она должна быть полезна.

      Вы правильно подметили, боксы натуральной гаммы и пентатоники для минора и мажора одинаковые. Меняется только тоника, ну и на теории меняется их формула построения.

      Блюзовая нота останется на том же месте, изменится только формула построения гаммы.

  2. Спасибо за собрание боксов и ликов. Это реально полезная штука, просто must have! Вот только один нюанс, который упускают все, кто пишет какие-либо уроки: произведения, в которых применять все эти упражнения, боксы и т.д. Автор, вот смотрите: новичок с жадностью поглощает всю выше изложенную информацию, нарабатывает все эти замечательные (просто абсолютно замечательные!!!) боксы, выучивает лики… Но вот сыграть цельное произведение на основе всего этого не может, потому что не понимает какое произведение ему будет по силам. Т.е. это специально сделано для того, чтобы новичок обратился к вам за уроками, где он будет уже учить свой репертуар, или (я не поверю что абсолютно все) упускают репертуарную часть любых уроков из виду?

    1. Здравствуйте. Задумки, чтобы ко мне обращались за уроками здесь точно нет.
      Гаммы это же не цель, а средство. Понимая основы и схематические аппликатуры можно использовать эти знания на практике.
      Если цель играть песни по готовым табам или аккордам, эта информация может и не пригодится. Если сочинять что-то свое или играть в группе, то владеть этой теорией на практике будет очень полезным. Отсюда и вывод, что репертуарно эта информация может применятся очень широко и как-то сократить и преподнести это достаточно сложно. Поэтому здесь только теория и схемы с примерами.

      Сыграть произведение и данная статья, это немного разные вещи. Если к примеру нужно понимать «что играешь» тогда да, информация из нее важна, а для того чтобы просто сыграть произведение (любой сложности), достаточно понимать музыкальный материал (табы, аккорды) и уметь это воспроизвести на инструменте. Надеюсь я правильно понял ваш комментарий.

  3. В 8-ом лике какая-то странность. В конце идут ноты: ре-диез, ре, до, до-диез, ля. Это не подходит ни к одной гамме. Три полутона подряд на понижение.

    1. В этом примере играются проходящие ноты для заполнения. Просто к нотам гаммы добавлен хроматизм для концовки. Такой способ не всегда удачно звучит и не везде можно сыграть.

  4. Объясните мне тупому зачем автор обозначил «… ноту гаммы, тонику, добавочный звук…», и раскрасил их в разный цвет. При этом никак не пояснил что и почём. Сайтов 20 проштудировал, но ответа не нашел, везде одно и то же повторяется.

    1. Здравствуйте. Зачем куда-то ходить и искать. В статье мы все расписали, возможно, вы просто не прочитали. Там написано, что обозначает цвет в аппликатуре и отдельным блоком написано про «Блюзовую ноту», формула ее построения.

      В блюзовой гамме нет чего-то супер особенного, это Пентатоника в которую добавили вот эту «Блюзовую ноту». Посмотрите в статье все есть. Рекомендую, чтобы разобраться до конца, потратить 15 минут и прочитать все с самого начала.

      Цветом тоника и «Блюзовая нота» выделены для удобства, чтобы видеть где они находятся в конкретной позиции (боксе).

  5. Лики явно не обладают красотой, как и большинство импровизаций гитаристов. Музыка должна быть красивой, чтобы хотелось слушать еще и еще. А эту музыку второй раз слушать не хочется, как и в первый раз.

    1. Не соглашусь с вами, т.к. слова красиво и не красиво, для каждого могут иметь разные смыслы. Если говорить, как вы написали о музыке, то в моем понимании это уже что-то придуманное и более менее законченное как произведение (мелодия, песня или фрагмент). И здесь конечно, если это будет не законченно, то и слушать, будет неприятно. А блюзовые лики, соло, вертушки и другие трюки сольной игры, это лишь инструменты которыми можно обогатить свои импровизации и партии, т.е. это как раз незаконченное. А в случае с импровизацией, это не заготовка, это когда что-то появляется в процессе сходу, опять же не закончено, т.к. чаще импровизируют в конкретном отрезке песни, либо специально выделенном для этого фрагменте. А красивая или некрасивая она получится, уже просто зависит от мастерства исполняющего, его фантазии, настроения и других факторов. Поэтому, вывод можно сделать, что это просто дело вкуса, одним нравится одно, другим нравится другое.

  6. На другом ресурсе в минорной блюзовой гамме понижена 5 ступень. А у вас понижена 4. Так какая ступень, все-таки, понижена?

    1. Нужно понижать 4-ую ступень в миноре или 3-ью в мажоре. Это все очень легко проверить. Сыграйте блюзовую гамму Ля-минор в 3 позиции и вместо ноты, которая обозначена зеленым цветом, сыграйте дополнительно ноту на 4-ой струне 4 лад (G♭ Соль-бемоль) и вы услышите разницу. Это будет пример с пониженной 5-ой ступенью. Блюзового звучания не будет, чтобы разобраться попробуйте сыграть.

    2. все правильно,нужно понижать пятую,это будет ми бемоль, когда мы перестраиваем пентатонику из гммы, то ступени не меняют цифры, а на данном сайте поменяли т.е
      это выглядит так 1-ля 2-си 3-до 4-ре 5-ми 6-фа 7-соль, а автор убрал 2 и 6 ступень как и нужно для минорной пентатоники,но зачем то сдвинули порядок интервалов, 1-ля 2- до 3-ре 4-ми, это ошибка может,но таким образом интервал никуда не денется,ноты останутся на прежнем расстоянии друг от друга, соответственно нельзя менять номер ступени, это создало большую путаницу,исправьте пж,

    1. Здравствуйте. Пустые кружки на аппликатурах означают «Открытые струны». В зависимости от цвета это может быть простая нота гаммы «красный цвет», тоника гаммы «черный цвет», блюзовая нота «зеленый цвет». Ниже под схемой аппликатуры есть цифры для удобства ориентира по грифу. Под открытыми струнами стоит цифра 0 (то есть нулевой лад).

      1. У вас хороший сайт , но есть вопрос по поводу апликатур гамм. Если на открытых струнах нанесены кружочки , значит их нужно играть ?

  7. Классный материал и озвучка очень удачная, прямо в тему. Лично я играл на классической гитаре еще в СССР, а там джазовая гитара не преподавалась. Так что все это для меня темный лес. К тому же медиатор мне не нравится, я привык пальцами играть. Трудностей теоретических тут для меня нет, но вот на практике.
    Жаль, что мне уже 74 года, которые, впрочем, я не чувствую. Взял в руки гитару и сам удивился — техника почти осталась.

  8. Здравствуйте!
    Спасибо огромное за объяснения, за боксы и за лики. Подскажите, а что значат числа «29», «32» и т.п. в начале ликов и как играть две стрелочки вверх-вниз и волнистую линию? и как это называется?

    1. Здравствуйте. Спасибо за отзыв!
      Числа 29 и 32 это номера тактов из исходного файла табулутуры в формате gtp. Просто табы размещены картинками и сохранены из одного файла, поэтому начало тактов начинаются с таких цифр.

      Стрелками обозначены бенды, волнистая линия прием вибрато. Все эти обозначения мы подробно разобрали в статье «Как читать табы» https://pereborom.ru/kak-chitat-taby-dlya-gitary/

    1. Здравствуйте. Спасибо, что написали. Там цифру не в том месте поставили. Исправим в ближайшее время.

  9. 1. В описании мажорной блюзовой гаммы добавьте последний интервал, по примеру, как это написано для минорной. В частности, добавьте малую терцию, а потом «1,5 тона» под красным выделением.
    Ну или наоборот, уберите последний интервал у минорной блюзовой.
    Вам ведь уже написали об этом в комментах до меня.

    2. В строке
    «До – ре – МИ БЕМОЛЬ — ми (бекар) – соль – си.»
    Последняя нота должна быть «ля», а не «си».

    1. В миноре убрали лишний интервал, ноту си поменяли. Спасибо, что уточнили!

  10. Доброго времени суток! В начале статьи Вы пишите: «В миноре – понизить четвёртую ступень». А на аппликатуре «блюзовая нота» D#. Блюзовая гамма Ля звучит следующим образом:
    Ля(A) – До(C) – Ре(D) – Ре-диез(D#) – Ми(E) – Соль(G). Получается, четвертую ступень необходимо повысить.
    Спасибо!

    1. Здравствуйте, Алексей. Блюзовая гамма строится от пентатоники.
      Если рассматривать блюзовую гамму Ля-минор, то здесь вы все правильно пишете.

      Ля – До – Ре – Ре-диез# – Ми – Соль.

      И вот в этом примере Ре-диез# и есть пониженная 4-ая ступень, т.к. гамма строится от пентатоники, то мы понизили Ми, до Ре-диез# и получили ноту, которая создает блюзовый оттенок.

  11. В минорной гамме написано шесть интервалов, а в мажорной — пять. Проще один раз на нотах написать, чем путать перечислением интервалов и «боксами».

    1. Всем не угодишь, мы считаем, что такой вариант «Теория + практика» самый удобный и понятный

  12. Ужас на картинках. кто ж открытые струны рисует на ладах то прям. Это ж путаница

    1. Делали несколько вариантов, остановились на таком. Ничего ужасного здесь нет, играть удобно, путаницы нет. Это уже просто дело вкуса.

      На нашем сайте все гаммы оформлены таким образом, чтобы был единый стиль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *