Пентатоника на гитаре для начинающих. Как играть мажорную и минорную пентатонику в 5 позициях

пентатоника на гитаре

Пентатоника на гитаре — что это такое?

Пентатоника – это особый тип гамм, которые часто используются в блюзовой музыке и кантри. Они представляют собой классические последовательности нот, однако из которых были удалены две ступени. Именно отсюда и происходит название ПЕНТАтоника – то есть, вместо семи ступеней, характерных для гамм, здесь их пять. Знать пентатонические боксы очень важно для гитариста, если он хочет научиться писать сольные партии и импровизировать. В данной статье мы подробно рассмотрим пентатонику на гитаре, расскажем о том, как ее применять, а также на примерах отобразим боксы.

 

Для чего нужна пентатоника

для чего нужна пентатоника на гитареТак же, как и знание гамм, оно необходимо для сочинения грамотных и красивых сольных партий. Кроме того, знание боксов позволит вам импровизировать в любой тональности. Вам потребуется просто найти тонику, и после этого простроить нужную последовательность нот. Особенно это критично для гитаристов, которые хотят понять, как играть блюз – ведь он, по большей части, и состоит из пентатоник.

Кроме того, зная то, как выстраиваются ноты на грифе, вы сможете модулировать аккорды. Зная, какие ноты входят в данный бокс, вы легко добавите нужные ступени, и сформируете любое многозвучие, включая даже джазовые аккорды.

 

Немного истории

пентатоника 5 позиций

Неизвестно, кто из народов первым создал пятиступенный звукоряд. Структуры, которые напоминают или по факту являются пентатоникой, можно найти как в китайской или японской музыке, так и у народов далекого севера России. Однако популяризировали ее западные блюзовые музыканты. В последствии, она стала основой всех производных от блюза направлений – начиная классическим ритм-энд-блюза, и заканчивая тяжелым роком и металлом. Пентатоникой пользовались такие известные гитаристы, как Ингви Мальмстин, Джимми Пейдж, Ричи Блэкмор и другие.

пентатоника 5 позицийЕе продолжают использовать и сейчас. Самый яркий пример – современная волна хэви метала и тяжелого рока, где музыканты перенимают приемы и гармонические ходы из классических песен, перерабатывая их и добавляя характерный современный звук. Даже в поп-музыке можно найти следы пентатоники, особенно в акустических песнях известных поп-исполнителей. Разумеется, используется она и в современном метале – особенно в направлениях doom и stoner, которые переняли многие свои элементы из музыки 80-х годов.

 

Использование в разных стилях музыки

что такое пентатоника в музыкеКак уже было сказано выше, боксы пентатоники используются везде, где только можно. Они позволяют дать композиции характерное блюзовое звучание, и подчеркнуть настроение песни, если это необходимо. Вы сможете использовать ее для создания сольных партий как в ультратяжелых жанрах музыки – и это будет звучать очень интересно и необычно, поскольку откровенные блюзовые проигрыши можно не часто услышать в подобных направлениях. И, разумеется, использовать ее необходимо в сольных блюзовых партиях, а также олдскульном хард-роке.

 

Как строится пентатоника

Принцип построения этого звукоряда такой же, как и у любой гаммы. Вы выстраиваете ноты друг за другом по принципу минора или мажора. Однако различие в том, что в этом построении вы убираете две ступени, то есть, две ноты.

В случае мажорной пентатоники, вам нужно убрать четвертую и седьмую, минорной – вторую и шестую.

Как строится пентатоника

 

Как строится пентатоника

 

Как играть пентатонику

Как играть пентатонику

Так же, как и любая гамма, пентатоника играется нотами одна за другой. Из этих нот составляются музыкальные фразы, а также так называемые стандарты – классические мелодии, отголоски которых можно услышать даже в современной музыке. Последовательность нот на всех шести струнах, расположенных в пределах 4-5 ладов называется «бокс». Мы рекомендуем запомнить их все для того, чтобы быстро ориентироваться внутри грифа и понимать, когда и на какой лад перейти.

Разумеется, играть необходимо под метроном. Следите за тем, как извлекаете звук – ноты должны звучать ровно и четко, без лишнего дребезга.

Начать стоит с гаммы ля-минор. Это наиболее простой вариант, поскольку она будет вам уже знакома, и построить от нее пентатонику ля-минор не составит труда. После этого найдите те же боксы в других позициях.

 

Пентатоника 5 позиций на гитаре

Как уже было сказано выше, пентатонику проще всего учить по боксам, так же, как и гамму соль-мажор, а также другие тоники. Всего этих позиций пять на двенадцать ладов, после чего они повторяются, но на октаву выше. Кроме того, для пентатоники так же действует принцип параллельных тональностей. То есть, для пентатоники ля-минор так же подойдут боксы пентатоники До-мажор, и так далее.

пентатоника 5 позиций

 

Аппликатура

Аппликатура пентатоники

При игре боксов помните, что на каждый лад должен приходиться свой палец. То есть, первый – указательный, второй – средний, третий – безымянный, четвертый – мизинец. Старайтесь зажимать каждый лад своим пальцем. Таким образом вы сразу же привьете себе правильную постановку рук и технику игры, и вам не придется постоянно мучить себя быстрыми сменами позиций и нот, а также сможете развить технику скоростной игры. Ниже представлены все боксы пентатоник на гитаре. Они находятся в системе CAGED, и вы сможете перевести их в любую другую тональность просто сдвинув на нужное число ладов.

Кроме того, аппликатура всех боксов, по сути, одинаковая, разница только в тониках. Вы увидите это наглядно ниже. Поэтому для того, чтобы правильно играть соло в любой позиции, вам потребуется только обозначить тональность песни. Для этого запомните точки тоник, и внутри композиции прощупайте, какая из них подходит лучше. Нужная вам нота будет звучать в унисон с основной тоникой, и после этого вы сможете свободно импровизировать.

аппликатура пентатоники

 

Минорная пентатоника на гитаре – «Ля-минор»

Минорная пентатоника на гитаре

Как уже было сказано выше, боксы здесь построены по системе CAGED. Это значит, что каждый отдельный бокс показывает пентатонику в разных тональностях. Черным цветом на грифе выделены ноты, которые являются тониками данного бокса. Вы можете двигать эти позиции по всему грифу, меняя тоники и переводя их в другие тональности. Кроме того, все пять позиций, по своей сути, являются продолжением друг друга. Это делает их запоминание еще более простым. Мы рекомендуем выучить их все, и потом играть подряд. Таким образом вы сможете гораздо лучше ориентироваться внутри грифа.

 

1 позиция

Ноты A — C — D — E — G

Минорная пентатоника

 

2 позиция

Минорная пентатоника

 

3 позиция

Минорная пентатоника на гитаре

 

4 позиция

Минорная пентатоника на гитаре

 

5 позиция

Минорная пентатоника на гитаре

 

Мажорная пентатоника на гитаре – «Соль-мажор»

Мажорная пентатоника на гитаре

Как и в предыдущем разделе, все позиции выстроены по системе CAGED. Их точно так же можно двигать по грифу для того, чтобы играть в разных тональностях. Тоники отмечены черными точками. Точно так же, как и в случае с минорными боксами, каждый из них является продолжением другого. Это упрощает их запоминание и позволяет проще ориентироваться внутри грифа.

 

1 схема

Мажорная пентатоника

 

2 схема

Мажорная пентатоника

 

3 схема

Мажорная пентатоника на гитаре

 

4 схема

Мажорная пентатоника на гитаре

 

5 схема

Мажорная пентатоника на гитаре

 

Полный список в разных тональностях

пентатоника табыНиже представлен полный список гамм и пентатоник во всех существующих тональностях. В этих статья подробно рассмотрены все боксы, а также частные случаи позиций от отдельных тоник. Используйте этот список, чтобы еще больше углубиться в суть вопроса о гаммах и соло-импровизации.

 

До минор (C min) — Ми-бемоль мажор (E♭ maj)

Ноты C — E♭ — F — G — B♭

 

Ре минор (D min) — Фа мажор (F maj)

Ноты D — F — G — A — C

 

Ми минор (E min) — Соль мажор (G maj)

Ноты E — G — A — B — D

 

Фа минор (F min) — Ля-бемоль мажор (A♭ maj)

Ноты F — A♭ — B♭ — C — E♭

 

Соль минор (G min) — Си-бемоль мажор (B♭ maj)

Ноты G — B♭ — C — D — F

 

Си минор (B min) — Ре мажор (D maj)

Ноты B — D — E — F# — A

 

Пентатоника табы

пентатоника табыНиже представлен список табулатур с  упражнениями, ликами и боксами пентатоник в популярных тональностях. Примеры помогут вам научиться чему-то новому и разнообразить игру всех боксов под метроном.

  1. andy_james-10_pentatonic_licks.gp5  — Скачать (12Kb)
  2. blue_note_licks_colouring_the_pentatonic.gp5  — Скачать (4 Kb)
  3. lessons_scales-a_minor_c_major_pentatonic_scale.gp3  — Скачать (5 Kb)
  4. lessons_scales-em_extended_pentatonic.gp4 — Скачать (5 Kb)
  5. lessons_slides-am_pentatonic_scale.gp3 — Скачать (2 Kb)
  6. sans_rocks-pentatonic.gp4 — Скачать (21 Kb)


Популярное на сайте:




Поддержать автора можно на карту Сбербанка 2202 2004 1296 6077

Альберт Гастинов

Автор сайта Перебором.ру и Бесплатного курса игры на гитаре, доступного на сайте в разделе Видео курс. С гитарой уже больше 10 лет. Играю на акустике, электрогитаре и бас-гитаре. Активно осваиваю Live Looping.

42 Replies to “Пентатоника на гитаре для начинающих. Как играть мажорную и минорную пентатонику в 5 позициях

  1. Здравствуйте!
    Спасибо за потрясающе понятное разъяснение темы! Только у вас это получилось! До этого перебрал кучу материала по пентатонике и запутался напрочь. И тут вы! Супер!!!
    …Я совсем начинающий для своих 55 лет. Но возраст не помеха, даже наоборот — большая мотивация и желание успеть самореализоваться.
    Один вопрос. Я начал изучение гитары в строе Open G. Как известно, этот строй отличается только 1-й, 5-й и 6-й струнами, которые настраиваются на тон ниже от стандартного строя. Правильно ли я понимаю, что для Open G в вашем материале ноты остаются такими же, а изменяются только табы 1-й, 5, и 6-й струн, которые смещаются на два лада вправо (на тон выше)?
    Большое спасибо!

    1. Здравствуйте. Да, всё верно. Ноты остаются те же, меняются только аппликатуры.

  2. Спасибо за хорошую статью! На других ресурсах про тональности не объясняют и повисает вопрос с какого лада начинается тот или иной бокс

  3. Имеет ли значение очерёдность звучания нот в пентатонике или их можно играть как попало ?

    1. Очередность игры в виде боксов (позиций) лучше соблюдать, чтобы заниматься, запоминать где какие ноты и сами аппликатуры этих позиций. А вот на практике в живую, при игре соло партий, игре в группе, сочинении фрагментов и риффов и целых песен, порядок нот будет хаотичный. Всё будет зависеть от творческих идей. Так и появляется уникальная музыка различных жанров.

  4. Здравствуйте!
    Очень благодарен этому ресурсу, разработчикам уважение!
    Всё впринципи ипи понятно, но есть один момент, скажите пожалуйста, а почему у соль мажора другое построение боксов!?
    Зарание благодарю за ответ!

    1. Здравствуйте. Схемы боксов у всех гамм одинаковые, просто в зависимости от тональности, боксы сдвигаются. В начале грифа у боксов могут немного меняться аппликатуры, из-за того что слева гриф заканчивается и ноты начинаются с открытых струн.

  5. Да, для новичка вообще мало, что понятно, читаешь как будто художественный роман, то нота, то ступень, то позиция, то пень, то тоника, то гамма, то акустическая песня (масло маслянное), лучше бы написал в каком порядке извлекаются звуки

    1. Перечитайте статью еще раз. Все ответы написаны детально и подробно. Моя позиция по вашей ситуации такая: не всегда проблема в материале или авторе, возможно у вас недостаточно знаний и информации что такое гаммы, как они строятся, почему так все устроено и т.д. Начните изучение с этого, на сайте вся информация есть, причем расписана также подробно и с примерами.

  6. Приветствую! Отличный сайт, очень необходимый и полезный для осваивающих игру на гитаре! Но, простите, не могу понять, почему в F min. — Ab. maj пентатонике 1-ый и 2-ой боксы абсолютно аналогичные и в обеих случаях построены от 1-го лада, не опечатка ли это? Ведь известно, что каждый последующий бокс, условно говоря, весь левый вертикальный ряд нот последующего бокса совпадает с крайним правым рядом , т.е., с последними нотами каждой нотной линейки предыдущего бокса. Получается, в данном случае 3-ий бокс правильнее было бы обозначить 2-ым, или у меня в глазах двоится и я что-то путаю?)))

    1. Здравствуйте. Да, там ошибка. Порядок боксов и аппликатуры не правильные. Спасибо, что написали. По возможности постараюсь отредактировать.

  7. Здраствуйте. Подскажите пожалуйста получается параллельные тональности пентатоник по звуку и нотам совсем не отличаются и если тоники у них различные то на что это влияет ? Тогда почему говорят что пентатоник 12 если по факту их 6. С уважением , заранее спасибо

    1. Здравствуйте. Все верно ноты и их извучание одинаковые. Отличие в формуле построения

      мажорная пентатоника: тоника/секунда/большая терция/квинта/большая секста (Т+2+Б3+5+Б6)
      минорная пентатоника: тоника/малая терция/кварта/квинта/малая септима (Т+м3+4+5+м7)

      1. Спасибо за ответ, но у меня вновь появился вопрос, как тогда сыграть параллельную тональность чтобы была разница в звучании ?

        1. Играть нужно в зависимости от тональности или тонального центра конкретного аккорда.

          Пример #1:
          1) У вас тональность До-мажор, следовательно тоника будет нота До. Пентатоника будет играться от этой ноты, либо от другой, но возвращаться чаще все равно в До
          2) Параллельная тональность Ля-минор. Мы играем ту же гамму, только тоника у нас теперь нота Ля.

          Пример #2:
          1) Это же касается и обыгрывание под игру аккордов. Если у вас играется аккорд G (Соль-мажор), то тональный центр это нота Соль
          2) В параллельной тональности в миноре аккорд Em (у них схожее строение, только разное расположение нот). Следовательно гамму мы играем ту же самую, только тональный центр аккорда поменяется на ноту Ми.

  8. Здравствуйте, почему у вас в начале в Ля-минорной пентатонике 5 позиций,а в следующих далее 6?

    1. Просто в примерах которые размещены в компактном виде для других минорных тональностей, еще добавили аппликатуры бокса с отрытыми струнами. Для них не всегда подходит обычная схема, которую можно перенести и сыграть как в стандартном виде. Это сделано для удобства и наглядности. А так существует 5 стандартных аппликатур, передвигая которые вы получить гамму в другой тональности.

      1. И зачем было вводить в заблуждение людей, отчаянно пытающихся разобраться, как правильно перенести боксы? Шутки ради? Теперь не понятно как правильно играть например Ре минор, второй бокс продолжать играть с 13 лада или все переносить и играть с 1 лада? Зачем было запутывать все.
        И как на зло, в интернете только на вашем ресурсе есть все аппликатуры от каждой ноты, нигде больше нет всех аппликатур, но у вас они с опечатками и таким вот образом запутанные, что выглядит как плевок в лицо или какая то издевка.

        1. Здравствуйте. По порядку:
          1) Если вы присмотритесь в схемы пентатоники Ре-минор 2 позиция от 12 лада и рядом точно с такой же аппликатурой 3 позиция от 0 лада (с открытыми струнами). Всё наглядно. Куда и что вы хотите перенести из комментария не очень понятно.

          2) По поводу запутанности. Такое оформление аппликатур гамм и пентатоники международное. Так уже принято оформлять во многих странах. Я старался сделать все компактно, понятно и доступно. Всем не угодишь! Запутывать материал цели не было, наоборот цель статьи показать его в доступном формате.

          3) Опечатки? Вы проверили? Откуда такая уверенность? Если в одном из боксов аппликатуры перепутаны, это не значит, что весь материал с ошибками.

          4) По поводу заблуждения при переноски боксов. Кто кого вводит в заблуждение, как это получилось? Вообще ничего не понял.

          1. Фа минор (F min) — Ля-бемоль мажор (A♭ maj)
            В этой аппликатуре имеется ошибка во второй позиции.
            Так же если я всё правильно понял, в аппликатуре Си минор (B min) — Ре мажор (D maj) в первой позиции тоже есть ошибка.

          2. Фа минор (F min) — Ля-бемоль мажор (A♭ maj) — аппликатуру переделал и заменил. Уточню, ошибки там не было, просто очередность аппликатур была в другом порядке.
            В аппликатуре Си минор (B min) — Ре мажор (D maj) — ошибок нет.

          3. Ладно, в таком случае, разъясните мне пожалуйста один момент, до которого я никак не могу допереть, в аппликатуре Си минор (B min) — Ре мажор (D maj).
            В первой позиции я так понял изображен фрагмент 3го и 4го бокса, если отталкиваться от минорной тональности.
            Если же от мажорной, то это фрагменты 2го и 3го бокса.
            Так вот вопрос собственно в том, как играть эту позицию.
            В каждой позиции должен быть звукоряд одного бокса, тут же выглядит все так, как будто 3й (минор) бокс сместили влево так, что 7я его по очередности нота вышла за пределы доступности, то есть 1,3,5,9 и 12 открытые, 7й нет, зато в аппликатуре вылезла нота из 4го (минор) бокса, которой по идее быть не должно.

          4. Играть Си минор (B min) в первой позиции также как на схеме. Такое смещение с левой стороны грифа из-за того, что, он ограничен и схемы некоторых гамм в этом участке грифа могут несколько меняться. Потому что часть нот переносятся на другие струны.

            Я специально дополнил каждую схему нотами, которые входят в пентатонику каждой тональности. В случае с Си минор (B min) ориентируйтесь на ноты B — D — E — F# — A. Вы можете себя легко проверять, если в предложенных схемах и последовательностях ноты совпадают значит все верно.

            Рекомендую изучить еще несколько статей, они помогут вам углубиться в тему и лучше в ней разобраться:
            1. Ноты на грифе гитары
            2. Буквенное обозначение нот
            3. Параллельные тональности

  9. Хорошо было бы, если бы вы в каждом боксе указывали тоники не только минора, но и мажора, Если тоники минора у вас красные, то в параллельных им мажорных тональностях тоники можно было бы сделать, скажем, зелеными или любой другой цвет. А так надо «высчитывать» мажорные тоники, потому что у вас все тоники, минорные и мажорные одним цветом. Это неудобно и путает.
    А так преставление материала отличное.

    1. Здравствуйте. Если цвет добавить уже будет путаница, в идеале их отдельно лучше сделать. Подумаем, как это можно исправить и добавить. Не обещаю, что это будет скоро, но эту идею без внимания не оставим.

  10. Ребят,просто большое человеческое Спасибо.Спасибо что Вы есть.Дай Бог Вам Здоровья!!!

  11. Что-то у меня не получается с этой пентатоникой. Вначале вы даете пять боксов с гаммами в черно-белом варианте, а ниже даете гаммы в цвете, но с совершенно иной аппликатурой. В чем между ним разница?
    В гамме от ноты ДО на нотном стане я посчитал ступени. Удалены 4 и 7, а в гамме от ноты Ля удалены 2 и 6. Но это одни те же ноты в обоих гаммах. Но в первом случае это мажорная пентатоника, а во втором Ля — минорная. А на слух одинаковые. Так где же тут мажор, и где минор, если они обе одинаковые?

    1. Разница у них только в том, что ч/б вариант это картинка вставленная для наглядности, чтобы показать о чем идет речь. Цветные варианты это уже аппликатуры которые составляли мы. Чтобы не разбирать в них разницу и прочие детали (а разницы в них нет), то используйте цветные, т.к. они представлены в развернутом виде с описанием.

      Все верно вы подметили это одни и те же ноты, т.к. для гаммы До-мажор есть параллельная гамма (тональность) Ля-минор. Поэтому они звучат одинаково, имеют одинаковые ноты. Разница только в их построении.

        1. У вас в пентатонике си- минор — ре-мажор в первом боксе не хватает ноты си

  12. Привет.
    Классный сайт!
    Если можно вопрос? И все таки как играть ля мажорную пентатонику?
    Спасибо.

    1. Здравствуйте. Спасибо за отзыв!
      В статье представлены аппликатуры пентатоники Ля-бемоль мажор. Чтобы вам сыграть пентатонику Ля-мажор, просто сдвиньте все аппликатуры на 1 лад вверх.
      На примерах картинки ниже. 2-ая позиция начинается с 1-го лада, чтобы получить пентатонику Ля-мажор, начинайте играть эту гамму со 2-го лада. В других аппликатурах аналогично.

    2. Ля мажор пентатоника играется как ля минор пентатоника, но на полтора тона ниже.

  13. У вас очень клевый сайт. Столько полезных упражнений.Вы молодцы, благодаря вам надеюсь научусь импровизировать .

    1. Спасибо за отзыв, очень приятно! Успехов вам в освоении инструмента и приемов игры!

  14. Спасибо большое. Благодаря вашей статье я наконец-то понял, как играть мажорную пентатонику. Большинство блогеров объясняют про минорную пентатоникк, упоминаю про мажорную в довесок, как данность. Я наконецто понял, что второй бокс любой минорной минорной пентатоники, это первый бокс мажной пентатоники на полтора тона выге. Т.е. При игре
    второго бокса минора C — выходит пентатоника мажор D#

    1. Пожалуйста! Рады стараться, приятно, что материал был для вас полезен

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *