Ионийский лад. Строение, аппликатуры для гитары и практическое использование в музыке

ионийский лад на гитаре

Ионийский лад.  Общая информация

Под страшным именем ионийского лада скрывается совершенно обычный для каждого музыканта мажор. Это – одна из двух первых гамм, которые гитарист учится играть во время осваивания инструмента. В данной статье мы подробно расскажем про ионийский лад, как его построить и применить, а также дадим практические советы по сочинению музыки в мажоре.

 

Характерные особенности

Ионийский лад – это стандартная мажорная гамма, от которой в дальнейшем вы научитесь достраивать другие народные лады. Он обладает торжественным, радостным оттенком звучания, и отлично подойдет для гимнов или позитивных песен. Некоторые называют его наивным и детским, мечтательным. Именно этот лад стоит научиться выстраивать в первую очередь, потому что, поняв принцип его построения, в дальнейшем вы сможете гораздо проще вникать в специфику других ладов.

ионийский лад

Однако, несмотря на свою классичность, ионийский лад все-таки отличается от обычного мажора в некоторых специфичных вещах. Например, в нем только одна устойчивая ступень – тоника. Это означает, что тяготение различных нот в ионийском ладу относительно друг друга гораздо слабее, чем в мажорной гамме. С этим связано то, что внутри ионийского лада возможны нехарактерные для мажора гармонические решения, например, обилие секундных трезвучий, например, ход II-I или V-IV. Иными словами, в ионийской гамме нам важен возврат в тонику, а ступени, через которые мы пройдем во время этого, важны куда меньше.

 

Как построить ионийский лад

Для построения нужно воспользоваться схемой стандартной мажорной гаммы:

Тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.

Рассмотрим на примере самой простой гаммы До-мажор. По этой схеме в ней будут следующие ноты:

C – D – E – F – G – A – B

Внутри нее существуют так называемые ступени гаммы, которые соответствуют порядковым номерам нот от самой низкой до самой высокой. Именно манипуляция с этими ступенями превращает классический звукоряд в различные лады – например,  пентатонику на гитаре.

Как построить ионийский лад

 

Читайте также:  Дорийский лад

 

Аппликатура ионийского лада

Аппликатуры ионийского лада на гитаре ничем не отличаются от гитарных аппликатур любой мажорной гаммы. Просто найдите нужную ноту на грифе, и после этого выстройте последовательность нот по принципу, указанному выше. Если от вас требуется сдвинуться на тон, то вам нужно сыграть ноту через лад, если на полутон – то на следующем.

Аппликатура ионийского лада

 

Для примера мы используем гамму до-мажор через бокс на десятом ладу:

 

Шестая струна: 10 – 12 — 13

Пятая струна: 10 — 12

Четвертая струна: 9 – 10 — 12

Третья струна: 9 – 10 — 12

Вторая струна: 10 – 12 — 13

Первая струна: 10 -12 – 13

Используя этот бокс, вы сможете построить стандартный минор на любом из ладов.

 

Аккорды в ионийском ладе

Здесь все точно так же, как и до этого. Любой аккорд, сыгранный в мажорной тональности по нотам натуральной гаммы, автоматически относится к эолийскому ладу. Кроме обычных трезвучий, в ионийском ладу могут быть септаккорды, например Cmaj7, Fmaj7 и так далее. В случае с джазовой импровизацией, именно эти аккорды и будут обыгрываться, в отличие от обычной игры в мажоре.

 

Использование ионийского лада

Как уже было сказано выше, чаще всего ионийский лад в своем чистом виде можно использовать внутри джазовой импровизации. Кроме этого, наличие только одной опорной ступени позволяет гармонизировать музыку в обход классических правил музыкальной гармонии – например, не использовать аккорды с нетерцевым строением, а также не обращать внимания на опорные ступени и их разрешение. Если вам нужно играть аккорды – то используйте трезвучия формата maj7.



6 Replies to “Ионийский лад. Строение, аппликатуры для гитары и практическое использование в музыке

  1. Просьба уточнять тональность. Аппликатура дана в мажоре, а лады на струнах указаны в миноре.

    1. Здравствуйте. Над табам подписана тональность До-мажор. Данная аппликатура/табы также используются в параллельной тональности Ля-минор, как и все аппликатуры гаммы До-мажор.

  2. Раньше я как-то не обращал внимание на аппликатуру боксов. Но вот сейчас сравнил струны с ладами, где вы указываете, на какой струне какие лады, с аппликатурой на грифе и они совсем не соответствуют друг другу! Я посчитал по рисунку лады и пальцовку — это то, что нарисовано на грифе. Шестая струна басовая, считаем сверху вниз. Совершенно не соответствует вашей записи.
    Шестая струна: 10 — 12 У вас 10 – 12 — 13
    Пятая струна: 9 -10 — 12 У вас 10 — 12
    Четвертая струна: 9 – 11 — 12 У вас 9 – 10 — 12
    Третья струна: 9 – 11 — 12 У вас 9 – 10 — 12
    Вторая струна: 10 – 12 У вас 10 – 12 — 13
    Первая струна: 9 -10 – 12 У вас 10 -12 – 13

    13 лада вообще нет на аппликатуре. Как это все понять?

    1. В примере, где показана «схема аппликатуры» это 1 позиция Гаммы До-мажор (схему можно посмотреть здесь https://pereborom.ru/gamma-do-mazhor-na-gitare/), в «табулатурах» показана 2 позиция этой же гаммы. Это показано для примера, чтобы показать лад.

      Обратите внимание на ключевые слова данной статье, как строится данный лад, и что он из себя представляет. Если отталкиваться от построения, то мы видим стандартную формулу мажорной гаммы Тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон. Отсюда следует то, что в примерах мы дали 1 и 2 позицию, чтобы показать ее в разном виде и позициях на грифе. Если вы проверите по формуле аппликатуру и табы из статьи, вам сразу станет все понятно.

      1. Значит, вы даете аппликатуру на ладах в первой позиции, а ниже табулатуру этой же гаммы во второй позиции, которой нет на страничке. Откуда же нам знать, что вы делаете такие фокусы! Естественно, аппликатуры не совпадают! Мы воспринимаем то, что написано здесь, а не то, что где-то на другой странице.
        Неужели вы считаете это нормальным? Вы же просто запутываете пользователей. Неужели не понимаете?

        Какие тут могут быть примеры! Вы даете гамму До-мажор и тут же должны быть аппликатуры к ней в разных позициях. И все сразу понятно. Так везде, на всех сайтах, и только у вас по другому и непонятно. Вы, хотя бы, написали, что приведенная аппликатура для второй позиции. Не нужно считать нас дураками и давать аппликатур «для примера».
        Потому что с такими примерами и умный станет дураком! Переделайте так, чтобы было сразу понятно нам, а не вам.
        Хотя я сомневаюсь, что вы это сделаете. Аппликатуры я вынужден был скачать с другого сайта, потому что у вас табы не соответствуют аппликатуре.

        1. Я не хочу с вами спорить, т.к. я вам пишу «А», а вы мне пишите «Б». Мы сейчас с вами обсуждаем не гамму До-мажор, а теоретическую статью Ионийский лад, цель этого материала не научить вас играть гамму До-мажор, а объяснить что это за лад, его построение, отличие и применимость в музыке. Имея эти знания и информацию, вы уже сможете сами построить любую гамму, от любой ноты, используя информацию из этой статьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *