Натуральный минор. Общая информация
Содержание статьи
- 1 Натуральный минор. Общая информация
- 2 Есть ли характерные интервалы в натуральной гамме
- 3 Построение натурального минора в разных тональностях
- 3.1 До (c-moll)
- 3.2 До диез (сis-moll)
- 3.3 Ре (d-moll)
- 3.4 Ре диез (dis-moll)
- 3.5 Ми (e-moll)
- 3.6 Ми-бемоль (es-moll)
- 3.7 Фа (f-moll)
- 3.8 Фа диез (fis-moll)
- 3.9 Соль (g-moll)
- 3.10 Соль диез (gis-moll)
- 3.11 Ля (a-moll)
- 3.12 Ля диез (ais-moll)
- 3.13 Ля-бемоль (as-moll)
- 3.14 Си (h-moll)
- 3.15 Си бемоль минор (b-moll)
Натуральный минор – это самая простая гамма без добавления знаков альтерации. В ней присутствуют только те ключевые знаки, которые были изначально. Характеризуется достаточно строгим, но пастельным, даже мягким звучанием. Постоянно применяется в русских народных песнях. Кроме того, часто использовалась в средние века при написании церковной музыки. Благодаря своим звуковым особенностям позволяет делать длинные, протяжные мелодии, которые могут долго развиваться и приходить к финалу.
Из каких ступеней состоит натуральный минор
Главные ступени лада – это 1, 3 и 5. 2 в равной степени тяготеет как к 1, так и к 3. Седьмая называется вводный тон (вводит в тонику – 1). Между ним и первой ступенью стоит интервал большая секунда. Из-за этого в натуральном миноре тяготение между 1 и 7 очень слабое (так как они отстоят друг от друга на целый тон). Поэтому мелодия может «крутиться» вокруг тоники достаточно долго, но у неё не будет сильной тяги к разрешению.
Как раз эта особенность делает данную гамму красивой, но ограниченной в своих изобразительных средствах. Поэтому в чистом виде она применяется нечасто.
Есть ли характерные интервалы в натуральной гамме
Третья ступень является определяющей для гаммы – какой она является по наклонению. В минорной 3 понижена (относительно мажорной) и образует с первой малую терцию (м.3).
В натуральном миноре строятся интервалы, называющиеся диатоническими. От каждой из ступеней можно отсчитать любой из них:
Приму, секунду, терцию, кварту, квинту, сексту, септиму.
На 2 ступени можно построить уменьшенную квинту (ум.5). Дело в том, что между второй и пятой образуется тритон (например, в ля миноре – «си-фа»). А так как чистая квинта имеет 3,5 тона, то 3 тона как бы «сужает» её, тем самым получая как раз 3 Т. Этот интервал не является характерным для натурального минора.
Построение натурального минора в разных тональностях
Натуральный минор строится по схеме:
Т – П – Т – Т – П – Т — Т
(где Т – тон, а П – полутон).
При движении как вверх, так и вниз ноты остаются неизменными.
Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru. 45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
Поэтому, зная тонику, вы можете составить его, даже не зная ключевых знаков. Ниже для удобства приведён нотный состав натуральных минорных тональностей.
До (c-moll)
До – Ре – Ми♭ — Фа – Соль – Ля♭ – Си♭
До диез (сis-moll)
До# — Ре# — Ми – Фа# — Соль# — Ля – Си
Ре (d-moll)
Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си♭ — До
Ре диез (dis-moll)
Ре# — Ми# — Фа# — Соль# — Ля# -Си – До#
Ми (e-moll)
Ми – Фа# — Соль – Ля – Си – До – Ре
Ми-бемоль (es-moll)
Ми♭ – Фа – Соль♭ – Ля♭ – Си♭ – До♭ – Ре♭
Фа (f-moll)
Фа – Соль – Ля♭ – Си♭ – До – Ре♭ – Ми♭
Фа диез (fis-moll)
Фа# — Соль# — Ля – Си – До# — Ре — Ми
Соль (g-moll)
Соль – Ля – Си♭ – До – Ре – Ми♭ – Фа
Соль диез (gis-moll)
Соль# – Ля# – Си – До# – Ре# – Ми – Фа#
Ля (a-moll)
Ля – Си – До – Ре – Ми – Фа – Соль
Ля диез (ais-moll)
Ля# – Си# – До# – Ре# – Ми# – Фа# – Соль#
Ля-бемоль (as-moll)
Ля♭ – Си♭– До♭– Ре♭ – Ми♭ – Фа♭ — Соль♭
Си (h-moll)
Си – До# — Ре – Ми – Фа# — Соль – Ля
Си бемоль минор (b-moll)
Си♭ – До – Ре♭ – Ми♭ – Фа – Соль♭ — Ля♭
Популярное на сайте:
- Мелодии на гитаре
- Песни на 1 струне
- Разборы песен
- 45 видео уроков для начинающих
- Видео курс по игре медиатором
Поддержать автора можно на карту Сбербанка 2202 2004 1296 6077