Натуральный минор. Построение натурального минора с примерами разных тональностей

Натуральный минор

Натуральный минор. Общая информация 

Натуральный минор – это самая простая гамма без добавления знаков альтерации. В ней присутствуют только те ключевые знаки, которые были изначально. Характеризуется достаточно строгим, но пастельным, даже мягким звучанием. Постоянно применяется в русских народных песнях. Кроме того, часто использовалась в средние века при написании церковной музыки. Благодаря своим звуковым особенностям позволяет делать длинные, протяжные мелодии, которые могут долго развиваться и приходить к финалу. 

 

Из каких ступеней состоит натуральный минор

натуральный минор ступени

Главные ступени лада – это 1, 3 и 5. 2 в равной степени тяготеет как к 1, так и к 3. Седьмая называется вводный тон (вводит в тонику – 1). Между ним и первой ступенью стоит интервал большая секунда. Из-за этого в натуральном миноре тяготение между 1 и 7 очень слабое (так как они отстоят друг от друга на целый тон). Поэтому мелодия может «крутиться» вокруг тоники достаточно долго, но у неё не будет сильной тяги к разрешению. 

Как раз эта особенность делает данную гамму красивой, но ограниченной в своих изобразительных средствах. Поэтому в чистом виде она применяется нечасто. 

 

 

Есть ли характерные интервалы в натуральной гамме 

Третья ступень является определяющей для гаммы – какой она является по наклонению. В минорной 3 понижена (относительно мажорной) и образует с первой малую терцию (м.3).  

В натуральном миноре строятся интервалы, называющиеся диатоническими. От каждой из ступеней можно отсчитать любой из них: 

Приму, секунду, терцию, кварту, квинту, сексту, септиму.  

На 2 ступени можно построить уменьшенную квинту (ум.5). Дело в том, что между второй и пятой образуется тритон (например, в ля миноре – «си-фа»). А так как чистая квинта имеет 3,5 тона, то 3 тона как бы «сужает» её, тем самым получая как раз 3 Т. Этот интервал не является характерным для натурального минора. 

 

Построение натурального минора в разных тональностях

Натуральный минор

Натуральный минор строится по схеме: 

Т – П – Т – Т – П – Т — Т 

(где Т – тон, а П – полутон). 

При движении как вверх, так и вниз ноты остаются неизменными.  


Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru. 45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.

Поэтому, зная тонику, вы можете составить его, даже не зная ключевых знаков. Ниже для удобства приведён нотный состав натуральных минорных тональностей. 

 

До (c-moll)

До – Ре – Ми — Фа – Соль – Ля – Си 

 

До диез (сis-moll) 

До# — Ре# — Ми – Фа# — Соль# — Ля – Си 

 

Ре (d-moll)

Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си — До

 

Ре диез (dis-moll) 

Ре# — Ми# — Фа# — Соль# — Ля# -Си – До#

 

Ми  (e-moll)

Ми – Фа# — Соль – Ля – Си – До – Ре

 

Ми-бемоль (es-moll) 

Ми – Фа – Соль – Ля – Си – До – Ре

 

Фа (f-moll)

Фа – Соль – Ля – Си – До – Ре – Ми

 

Фа диез (fis-moll)

Фа# — Соль# — Ля – Си – До# — Ре — Ми

 

Соль (g-moll)

Соль – Ля – Си – До – Ре – Ми – Фа

 

Соль диез (gis-moll)

Соль# – Ля# – Си – До# – Ре# – Ми – Фа#

 

Ля (a-moll)

Ля – Си – До – Ре – Ми – Фа – Соль

 

Ля диез (ais-moll) 

Ля# – Си# – До# – Ре# – Ми# – Фа# – Соль#

 

Ля-бемоль (as-moll)

Ля – Си– До– Ре – Ми – Фа — Соль

 

Си (h-moll)

Си – До# — Ре – Ми – Фа# — Соль – Ля 

 

Си бемоль минор (b-moll)

Си – До – Ре – Ми – Фа – Соль — Ля


Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077


Альберт Гастинов

Автор сайта Перебором.ру и Бесплатного курса игры на гитаре, доступного на сайте в разделе Видео курс. С гитарой уже больше 10 лет. Играю на акустике, электрогитаре и бас-укулеле. Активно осваиваю Live Looping.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *