Гамма Ми-минор на гитаре. Общая информация
Содержание статьи
Гамма ми-минор – одна из 12-ти основных минорных гамм в европейской музыкальной теории. Она используется в очень большом количестве песен как зарубежных, как и отечественных исполнителей. В своей аппликатуре она имеет один диез – неполную ноту – F#, на что можно опереться при запоминании гаммы. По структуре выстраивается точно так же, как и стандартная минорная тональность, в гармоническом виде добавляется седьмая ступень. Ниже вы найдете все боксы гаммы ми-минор на гитаре, а также упражнения по их отработке.
Краткая памятка для начинающих
3 вида гаммы Ми-минор
Как и любая другая, например, гамма ре-мажор, ми-минор может быть построен тремя различными способами.
Первый – это натуральный звукоряд. Это наиболее простой и распространенный вид, поскольку для его выстраивания нужно просто сыграть все ноты, входящие в гамму, по порядку – от одной октавы к другой. Кроме этого, на основе натурального звукоряда построена блюзовая гамма – пентатоника.
Второй – гармонический. В этом звукоряде в гамме меняется седьмая ступень, она повышается на полутон, в данном случае это – ре-диез. Данная нота меняет звучание гаммы. Придавая ей характерный «восточный» колорит. Это придаст вашей композиции больше разнообразия и характера, а также индивидуальности. На основе этой гаммы можно даже писать гитарные риффы, и это будет звучать очень красиво и здорово.
Третий – мелодический. Здесь уже выстраивается относительно того, куда вы идете при игре – вверх, или вниз. Если вы двигаетесь вверх, то вы повышаете шестую и седьмую ступени. Это придает минору больше чувственности и мелодики, что сразу же становится слышно в композиции. Если же вы спускаетесь, то эти изменения не учитываются, и вам нужно сыграть обычный натуральный ряд.
Как построить гамму Ми-минор
Построение гаммы, точно такое же, как и любого минора – тоника-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. То есть, исходя из этого, гамма ми-минор будет иметь в себе следующие ноты – E – F# – G – A – B – C – D – E. Чтобы выстроить гармонический звукоряд, вам нужно просто сыграть D#, вместо D, перед переходом на следующую октаву. Если же вы хотите сыграть мелодическую гамму – то просто сыграйте C# и D#, если идете от низкой октавы к высокой.
Параллельная гамма
Параллельная тональность к гамме ми-минор – это Соль-мажор. Она имеет в себе точно такие же знаки и ноты, и подчиняется тем же самым правилам в гармонических и мелодических звукорядах.
Гамма Ми-минор натуральный вид
Ниже представлены все гитарные боксы гаммы ми-минор от нулевого до двенадцатого лада. В этих изображениях так же указано, какими пальцами какой лад зажимать — это нужно для удобства, а также для правильно постановки рук во время игры. Условные обозначения расшифровываются на рисунке ниже.
Обратите внимание так же на то, что каждый бокс, представленный ниже, по сути своей является продолжением предыдущего. Это сильно поможет в запоминании всех позиций.
Аппликатура
1 схема
В данной аппликатуре все начинается от второго лада, а тоникой является третий. Поскольку ми-минор параллельна соль-мажору, то и нота, от которой все начинается, является соль. Нота Ми здесь появляется только на втором ладу четвертой струны. Обратите внимание и на то, что первой нотой может быть и открытая шестая струна – тогда тоникой становится Ми.
2 схема
В данной схеме все начинается с пятого лада – точно так же, как и первый бокс на нем заканчивался.
3 схема
Далее бокс берет начало с седьмого лада, и наполовину состоит из предыдущей схемы.
4 схема
Точно так же – бокс наполовину переигрывает предыдущую позицию, начинаясь с девятого лада. Далее все схемы по сути представляют собой то же самое, что было указано выше, но играются в октаву – с двенадцатого лада.
5 схема
Эта схема возвращает нас к первым ладам. Здесь она начинается с нулевого лада – что, по сути, является тоникой, а которой говорилось выше. Стоит сказать, что этот бокс также играется через октаву – но вместо нулевого вам нужно будет зажимать двенадцатый лад.
Гамма гармонического Ми-минора 5 позиций
Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru. 45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
Как уже говорилось выше, на практике гармонический минор отличается только тем, что вы играете последнюю ноту гаммы на полутон выше.
1 фигура
Этот паттерн является логичным продолжением 5-той фигуры. Он начинается со второго лада.
2 фигура
Следующая схема берет начало с пятого лада, и так же продолжает вторую фигуру.
3 фигура
Далее – седьмой лад. Половина всего паттерна точно так же взята из третьего бокса.
4 фигура
Суть та же самая. Первая нота расположена на одиннадцатом ладу и двигается в октаву. Бокс отчасти повторяет четвертую фигуру.
5 фигура
Этот паттерн начинается от нулевого лада. Почти каждую струну здесь нужно будет сыграть открытой – кроме третьей, поскольку как раз на ней мы повышаем ступень до D#.
Читайте также: Как играть флажолетами
Упражнения с гаммой Ми-минор
Следующий раздел посвящен упражнениям по отработке боксов. Помните, что играть их нужно только под метроном. Таким образом вы сразу же приучите себя к ровной игре. Начинать стоит с небольших темпов, постепенно наращивая скорость.
Упражнение #1
Первое упражнение сделано для отработки бокса от третьего лада. В табулатуре представлен довольно высокий темп исполнения, но вы всегда можете уменьшить его до удобной вам скорости. Его суть заключается в том, чтобы играть ноты на одной струне, потом переходить на следующую, но дальше – возвращаться.
Упражнение #2
Второе упражнение очень похоже на первое, однако мы добавляем седьмой лад. Суть остается такой же – вы по очереди играете ноты гаммы на каждой струне, иногда возвращаясь к предыдущим.
Упражнение #3
Третье упражнение немного меняет общую суть. Теперь вы движетесь от первой струны до шестой – однако по тому же самому боксу.
Упражнение #4
Это более длинный пассаж, однако по-прежнему находящийся внутри одного паттерна гаммы.
Упражнение #5
По своей сути – повтор предыдущего упражнения, но задом-наперед.
Заключение и советы
Вы наверняка обратили внимание, что упражнения в данном случае очень похожи между собой. Поэтому старайтесь играть их подряд друг за другом, вперед и назад. Соединяйте все паттерны между собой, чтобы играть их без остановки. Сама их структура способствует этому. Кроме этого, не забывайте про занятия под метроном. Это очень важно, поскольку учит вас ровной и четкой игре. В упражнениях отталкивайтесь от аппликатур гаммы, чтобы пальцы не путались, и вы не сбивались лишний раз.
Гамма ми-минор используется очень часто, поэтому уделите ее отработке особое внимание.
Популярное на сайте:
- Мелодии на гитаре
- Песни на 1 струне
- Разборы песен
- 45 видео уроков для начинающих
- Видео курс по игре медиатором
Поддержать автора можно на карту Сбербанка 2202 2004 1296 6077
Здр… что-то у Вас напутано господа хорошие. См. 1-ю схему и сопоставляем с 5-ой. Речь, как понимаю, идет о гамме ми минор. Но точки прижатия на четвертом ладу в схемах НЕ СОВПАДАЮТ ! Тоника 2- го лада указана по разному на тех же схемах.
Здравствуйте. А для чего вы 5-ую позицию с 1-ой сопоставляете? В чем логика? В статье подробнейшим образом написано всё про эту гамму, в том числе её ноты и как она строиться. Возьмите эти ноты и найдите их на грифе в 1-ой позиции и потом в 5-ой. Станет ясно что в этих примерах показаны разные схемы из-за того что гриф слева заканчивается и есть только открытые струны.
На счёт обозначения тоники в 1-ой позиции. Там тоники отмечены для гаммы Соль-мажор, возможно пропустил когда составлял картинки. Но сама гамма и схема правильная.
Добрый день, а можете, пожалуйста, все 5 позиций разместить на одной картинке на всем грифе?
Здравствуйте. Такая схема не очень удобная на практике. Подумаем, что можно сделать. Если будет решение как это можно реализовать, то добавим.
такая схема как раз удобная
Напишите чем удобнее
Здравствуйте.
Первая позиция играется разве не от 12 лада?
Здравствуйте. Мы подписали так для удобства, как нам показалось. На самом деле, названия позиций по номер не имеет точной структуры, это лишь условные обозначения. Чтобы было проще ориентироваться. В нашей статье они представлены в таком порядке.
Пятая схема не правильно указана.
Как не правильно? Гамма ми-минор построена из нот E – F# – G – A – B – C – D – E. Вы подставьте каждую ноту в аппликатуру 5-ой схемы, и у видите что все в порядке. По крайней мере у меня так.
Если ошибка все же, опишите все подробно, где какая и почему вы так считаете.
не правильно тоника ми указана,повнимательнее посмотрите на тоники ми
Увидел эти схемы, картинки переделаем по возможности.
Прошу прощения — а почему не дали аппликатуры мелодического минора?
По этим темам мы скорее всего сделаем отдельные статьи.