Гамма Ля-минор на гитаре для начинающих. Аппликатуры гамм натурального и гармонического вида.

Гамма Ля минор на гитаре

 

Гамма Ля-минор на гитаре. Общая информация

Гамма ля-минор – это одна из двадцати четырех гамм, которую необходимо знать каждому гитаристу. Она находится внутри тональности ля-минор, и знание нот из нее позволяет свободно импровизировать внутри нее. По сути, это семь нот, идущих друг за другом в определенной последовательности, которые и составляют тональность.

 

Зачем учить позиции гаммы Ля-минор?

Во-первых, для импровизации. Любая соло-партия это в первую очередь игра нужных нот, которые как раз и берутся из гамм. Кроме того, зная нужные боксы и позиции, вы гораздо легче сможете писать музыку, сочинять риффы на гитаре, подбирать аккорды к своим и чужим композициям. Вам гораздо проще будут даваться интересные аранжировки, а также создание многослойной и интересной музыки.

 

Памятка для начинающих по правильной игре гамм

До этого мы уже давали такую инструкцию, и, в целом, ничего не поменялось с того самого времени. Она все так же состоит из четырех основных пунктов, которые крайне желательно соблюдать, чтобы прогресс вашей игры шел, и вы росли как музыкант.

Памятка для начинающих по правильной игре гамм

 

Как построить гамму Ля-минор

Ля-минор – это тональность, параллельная до-мажор. Простым языком это означает, что они содержат в себе одни и те же ноты, которые можно использовать в обеих тональностях. Поэтому самый простой способ построить позицию ля-минора – это взять гамму до-мажор, и сыграть ее от ЛЯ. У вас должно получиться A B C D E F G A. Если объяснять более комплексно, то вам нужно просто применить стандартную схему построения гаммы – тоника-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. Это работает ко всем минорным позициям.

Как построить гамму Ля-минор

 

Читайте также – Как подобрать аккорды к песне

 

Гамма Ля-минор натуральный вид в 5-ти позициях с табами и аппликатурами

Натуральный вид означает, что в этих позициях есть только полные ноты гаммы, без изменений и модуляций.

 

Аппликатура гаммы Ля-минор на гитаре

Ниже представлены пять позиций, от которых можно отталкиваться, играя в данной тональности. Обратите внимание, что они могут идти не от тоники, однако все равно составляют гамму.

Аппликатура гаммы Ля-минор

 

1 позиция

Эта гамма начинается от 7-го лада и спускается вниз по струнам до 10-го. Точкам на рисунке показано, какими пальцами зажимать лады для грамотной игры. Обратите внимание, что данную схему можно так же перенести на другие позиции, и ничего не изменится для вас.

Гамма Ля-минор

Табы Гамма Ля-минор 1 позиция

 

2 позиция

Вторая позиция переходит из первой – теперь первая нота находится на 10-ом ладу – там же, где заканчивалась первая гамма. Запомните этот момент, поскольку так вам будет гораздо проще запоминать все позиции.

Гамма Ля-минор 2 позиция

Табы Гамма Ля-минор 2 позиция

 

3 позиция

Вы спустились по всей октаве грифа, поэтому теперь перейдем к его началу. Данная позиция играется от нулевого лада. Схема остается точно такой же, какой она была до этого.

Гамма Ля-минор 3 позиция

Табы Гамма Ля-минор 3 позиция

 

4 позиция

Этот бокс играется от третьего лада, и спускается до пятого. Вы можете перенести схему ниже, и ничего для вас не изменится. Между этой и первым боксом остается ровно одна позиция.

Гамма Ля-минор 4 позиция

Табы Гамма Ля-минор 4 позиция

 

5 позиция

Последний бокс, который идет от 5-го по 7-ой лад. Вы можете обратить внимание на то, как последние ноты более высоких по грифу позиций становятся первыми для более низких. Это стоит держать в голове, потому что в процессе импровизаций запомнить их таким образом гораздо проще.

Гамма Ля-минор 5 позиция

Табы Гамма Ля-минор 5 позиция

 

Гармоническая гамма Ля-минор 5-позиций

Гармоническую гамму так же называют «Восточной». Она содержит в себе арабские мотивы, которые можно использовать для того, чтобы разнообразить свои композиции. Разница в том, что здесь повышается седьмая ступень на полутон, в данном случае – G#, или Ab. То есть в гамме вы играете G# вместо G. За счет этого смещения вы сразу заметите отличие в звучании.

 

1 позиция

Эта позиция начинается так же с 7-го лада, однако разница в том, что вы также зажимаете дополнительный лад перед нотой Ля – то есть на 6-ом ладу четвертой струны, и на 9-ом ладу второй.

Гармоническая гамма Ля-минор

Табы Гармоническая гамма Ля-минор 1 позиция

 

2 позиция

Точно так же – начинается бокс с того же самого лада, но новые ноты звучат на одиннадцатом ладу пятой струны и тринадцатом третьей струны.

Гармоническая гамма Ля-минор

Табы Гармоническая гамма Ля-минор 2 позиция

 

3 позиция

Он точно так же начинается с нулевого лада, но добавляются новые ноты. Они расположены на 4-ом ладу шестой струны и 1-ом ладу третьей.

Гармоническая гамма Ля-минор

Табы Гармоническая гамма Ля-минор 3 позиция

 

4 позиция

Эта позиция гармонической гаммы начинается с 4-го лада вместо 3-го. Здесь также добавляются новые аппликатуры и смещаются ноты на первой и шестой струнах.

Гармоническая гамма Ля-минор

Табы Гармоническая гамма Ля-минор 4 позиция

 

5 позиция

Последняя позиция начинается также с 5-го лада. В ней добавляются новые ноты – 6-ой лад четвертой струны  и 4-ый лад первой. Так же убираются ноты на первых двух струнах 8 лада.

Гармоническая гамма Ля-минор

Табы Гармоническая гамма Ля-минор 5 позиция

 

Упражнения для игры гаммы Ля-минор

Ниже представлен список упражнений, которые позволят вам отработать позиции и лучше запомнить, откуда и как они начинаются. Кроме того, это разовьет скорость ваших пальцев. Для того, чтобы эффективнее разучивать их, вам следует научиться читать табулатуру, поскольку упражнения сделаны именно в ней.

 

Первое упражнение

Первое упражнение начинается с восьмого лада и задействует четыре струны. Вы постепенно спускаетесь по ним, разыгрывая один и тот же паттерн внутри гаммы. Обратите внимание на то, что ноты везде шестнадцатые – поэтому важно подобать удобный для вас темп.

Упражнение для игры гаммы Ля-минор #1

 

Второе упражнение

Эта схема начинается от десятого лада четвертой струны, то есть, по сути, его можно совместить с занятием выше. Оно играется переменным штрихом и постепенно поднимается по грифу.

Упражнение для игры гаммы Ля-минор #2

 

Третье упражнение

Оно очень похоже на первое упражнение, однако задействует сразу все струны. Оно так же начинается с восьмого лада и повторяет примерно одинаковый паттерн, потихоньку спускаясь вниз.

Упражнение для игры гаммы Ля-минор #3

 

Четвертое упражнение

Последнее упражнение потребует большей координации. В данном случае удары идут через струну, поэтому вам требуется не задевать незадействованные лады. Потренируйтесь играть его сначала медленно, постепенно увеличивая темп.

Упражнение для игры гаммы Ля-минор #4

 

Заключение и советы

Играйте гаммы под метроном. Это привьет вам чувство ритма и ровной игры.

Упражняйтесь хотя бы час в день, ищите другие упражнения в интернете.

Попробуйте комбинировать описанные выше задания между собой, проигрывая их без остановки.

Начинайте с медленного темпа, если вы чувствуете, что что-то не получается, и вы играете грязно или не попадаете в удары метронома.



9 Replies to “Гамма Ля-минор на гитаре для начинающих. Аппликатуры гамм натурального и гармонического вида.

  1. И все равно не понятно! Каждая гамма в пяти позициях разрешается в тонику До-мажора. Понятно, что Ля-минор параллельна До-мажору. Но если я хочу почувствовать тонику Ля-минора, играть гамму от Ля-минора? Играл, что-то не очень-то она и чувствуется. Слабое тяготение. Это так и должно быть?

    1. Все верно. Играя гамму Ля-минор, в это случае тоника уже не нота «До», а нота «Ля». В гамме До-мажор последовательность следующая C-D-E-F-G-A-B (Начинается с ноты «До»), а в Ля-миноре те же самые ноты, только они начинаются с тоники «Ля» A-B-C-D-E-F-G.

  2. Вы даете натуральный и гармонический минор. А мелодический минор — он не используется в гитаре?

    1. Так трудно ответить? Сайт замечательный, один из лучших, а вот реакция на вопросы не очень.

      1. Здравствуйте. Мелодический минор при игре на гитаре используется. В планах разобрать их в отдельной статье, возможно сделаем дополнения к готовым статьям. Как такая гамма строится, доступным языком в этой статье https://pereborom.ru/gamma-si-minor-na-gitare/ , зная эту схему построения, вы сможете это сделать самостоятельно для любой минорной гаммы.

  3. Здравствуйте. На мой взгляд, самая грубая ошибка во всем материале это путаница с верхом и низом инструмента. Дело в том, что верх определяется нотным станом у инструмента, а не силой гравитации.
    У пианино нет верха и низа, как и у многих других инструментов. Да и у гитары гравитационный верх-низ зависит только от постановки. резонаторные кантри-гитары, вообще, кладут на колени. Отсюда вытекает общая путаница, раз вы считаете верхом головку грифа в горизонтальном отношении грифа, то соответственно верхом у вас является шестая струна в вертикальном отношении грифа. Что же тогда вы подразумеваете под восходящим и нисходящем движении гаммы?
    Второе: это изложение материала по каждой тональности отдельно, его получается много и он заставляет ужаснуться новичков. На самом деле аппликатура гамм на грифе, для всех боксов, одинакова для мажора и минора. Нужно лишь пометить тоники минора и мажора разными цветами и объяснить, что такое параллельные тональности. С пентатониками тоже самое, разве что объяснить почему убирается в миноре 2 и 6 ступени, а в мажоре 4 и 7, по сути это одни и те же ноты, но ступени разные в зависимости от мажора-минора. Графически с тониками мажора и минора в одном изображении это очень наглядно и понятно.
    Про позиции боксов, 1 позиция ля минора у вас почему-то является пятой, а в пентатониках все нормально, так же и с другими гаммами. Но это уже так, придирки. Хотя и затрудняет восприятие материала.
    В целом материал очень полезный и познавательный для музыкантов. Спасибо за то, что вы делаете.

    1. Здравствуйте. Большое спасибо за развернутый комментарий. Давайте по пунктам.

      1. Аппликатуры. Дело в том, что такой формат аппликатур гамм, арпеджио и других диаграмм придумали не мы. Мы только оформили в свое стиле, для сайта + сделали аппликатуры в открытых позициях. А сам вид их пошел, из американских источников. И такой формат достаточно удобный и понятный.
      2. Нисходящее движение гаммы это движение по грифу от высоких нот к низким по звучанию. Восходящее наоборот. Такое движение может быть как горизонтально на одной струне, вертикально от первой к шестой или по диагонали к от первой струны 12 лада, до шестой 1 лада (для примера).
      3. Подробная статья по каждой тональности. Здесь не соглашусь, мы специально сделали по каждой тональности отдельно, т.к. в данных материалах как раз лучше, чтобы было все подробно описано и было видно наглядно.
      4. Что касается позиций, это сделано только для удобства понимания аппликатур внутри самой статьи и конкретной тональности. Каких-то закономерностей не существует. Позиция нам показывает конкретный отрезок на грифе, в пределах которого мы играем гамму.
      1. Спасибо за ответ.
        К счастью, я знаю что такое восходящее и нисходящее движение, но если бы я не знал, у меня возникла бы путаница.
        Исходя из фраз: «Эта гамма начинается от 7-го лада и спускается вниз по струнам до 10-го». Вы много где в материале оперируете подобными фразами.
        Например: «Первая позиция опирается на седьмой лад.
        2 позиция Опускаемся на три лада ниже – теперь тоника находится на десятом.»
        и.т.д. Я именно это имел в виду, когда говорил про верх и низ.
        Не хочу, чтобы Вы думали, что я придираюсь. Просто, подумал, может это замечание окажется полезным.

        1. Сейчас все стало понятно. Надеюсь другим пользователям тоже. В любом случае комментарии читают также как и статьи и найдут здесь нашу переписку. Будет как дополнение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *