Параллельные тональности. Таблица параллельных тональностей мажора и минора

параллельные тональности

Параллельные тональности. Общая информация

Знание параллельных тональностей – необходимая для любого музыканта вещь. С их помощью вы сможете не только выстраивать интересные композиции, но и качественно импровизировать, увлекая слушателя своими сольными партиями. В данной статье мы подробно расскажем, что такое параллельные тональности, как их найти и использовать в своей музыке.

 

Параллельные тональности таблица

Ниже представлена таблица со всеми тональностями и гаммами, которые строятся внутри них.

Мажорная тональность

Параллельный минор

Мажорная гамма

Минорная гамма

C

A

C D E F G (A) BA B (C) D E F G

C#

A#

С# D# F F# G# (A#) CA# C (C#) D# F F# G#

D

B

D E F# G A (B) C#B C# (D) E F# G A

E♭

C

E♭ F G A♭ B♭ (C) DC D (E♭) F G A♭ B♭

E

C#

E F# G# A B (C#) D#C# D# (E) F# G# A B

F

D

F G A B♭ C (D) ED E (F) G A B♭ C

F#

D#

F# G# A# B C# (D#) FD# F (F#) G# A# B C#

G

E

G A B C D (E) F#E F# (G) A B C D

A♭

F

A♭ B♭ C D♭ E♭ (F) GF G (A♭) B♭ C D♭ E♭

A

F#

A B C# D E (F#) G#F# G# (A) B C# D E

B♭

G

B♭ C D E♭ F (G) AG A (B♭) C D E♭ F

B

G#

B C# D# E F# (G#) A#G# A# (B) C# D# E F#

 

Какие тональности считаются параллельными

параллельные тональности минор

Параллельные тональности – это ключи, которые имеют внутри себя одинаковые ноты, но только расположенные в разном порядке. То есть, по факту, выучив одну мажорную тональность, вы легко сможете импровизировать в параллельном ей миноре. Самый простой пример здесь – это гамма До-мажор и Ля-минор, ноты, в которых одни и те же, но разная тоника.

Не стоит путать параллельные тональности и родственные. Второй тип определяется трезвучиями, которые можно построить на ступенях гаммы отдельного ключа. Каждая тональность имеет шесть родственных, и только одну параллельную.

 

Три вида параллельных тональностей

параллельная тональность мажор

Разделяют три вида параллельных тональностей. Они различаются по тому, какие знаки альтерации находятся при ключах:

— Тональности без знаков альтерации. Иными словами, это тональности, состоящие только из полных нот, или из белых клавиш на фортепиано. Сюда относится ровно одна пара: C maj и A min.

— Тональности с диезами. Сюда относят семь пар, при ключах которых есть диезы. Это тональности: G maj – E min; D maj – B min; A maj – F# min; E maj – C# min; B maj – G# min; F# maj – D# min; C# maj – A# min.

— Тональности с бемолями. Сюда также относится семь пар, но теперь при их ключах есть бемоли. Список данных ключей следующий: F maj – D min; B♭ maj – G min; E♭ maj – C min; A♭ maj – F min; G♭ maj – E♭ min; C♭ maj – A♭ maj.

 

В чем отличие параллельных тональностей

параллельные тональности

Отличий не так много. Как мы уже знаем, в параллельных тональностях совпадают ноты. Разница только в двух вещах:

— У параллельных тональностей разные тоники, от которых выстраивается гамма.

— Разные наклонения. Мажорные ключи звучат открыто и торжественно. Их минорные близнецы – печально и грустно.

 

Как найти параллельную тональность

Прежде всего, давайте вспомним, из чего состоит гамма. Каждая нота внутри нее – это ступень, которая обозначается своим номером по возрастанию. Если вы знаете ее номер, то легко сможете определить тонику, от которой начинается нужный ключ.

— Чтобы найти параллельную тональность минора, вам нужно взять третью ступень минорной гаммы и от нее сыграть все следующие ноты. Например, в Ля-миноре следующие звуки: A B C D E F G. Третья ступень – До, то есть, C. Все оставшиеся ноты и составляют мажорную гамму.

Параллельная тональность мажора ищется точно так же, разница только в том, что нам нужна шестая ступень. Аналогично предыдущему примеру: в до-мажоре следующие ноты – C D E F G A B. Шестая ступень A – и это и есть тоника нужного нам минора.

 

Использование параллельных тональностей

  1. Теоретическое использование – запоминание нот. Гораздо проще запомнить только мажорную гамму и то, какому ключу она параллельна, чем отдельно учить каждую тональность.
  2. Переход композиции в другое настроение. Из-за того, что ноты внутри параллельных ключей одинаковы, вы можете без проблем поменять тональность, и настроение песни. Конечно, модуляция в этом плане более эффективна, однако вы можете экспериментировать с этим, создавая более интересное музыкальное полотно.



Альберт Гастинов

Автор сайта Перебором.ру и Бесплатного курса игры на гитаре. С гитарой уже больше 10 лет. Играю на акустике, электрогитаре и бас-укулеле. Активно осваиваю Live Looping.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *