Родственные тональности. Общая информация
Содержание статьи
Родственные тональности – еще один пласт теоретической базы, необходимый музыканту для более грамотного и осмысленного сочинения музыки. Понимая, как они работают, вы сможете работать с композицией и аранжировкой не на интуитивном, а осознанном уровне, придумывая множество различных ходов для конкретно вашей песни. В этой статье мы подробно расскажем, что такое родственные тональности, как они определяются, и дадим всю необходимую теоретическую базу для понимания предмета.
Что такое родственные тональности
Для начала сразу же стоит сказать, что параллельные и родственные тональности – это не одно и то же. Если параллельными называются те ключи, ноты в которых совпадают, то родство в музыке определяется по-другому.
Любая гамма содержит в себе семь ступеней, которые определяются тем, в каком порядке идут ноты в ключе. Главные из них – это первая, четвертая и пятая – тоника, субдоминанта, и доминанта. Кроме этого, в тональности есть устойчивые ступени – это первая, третья и пятая, и неустойчивые – это все остальные.
Родственные тональности – это ключи, которые имеют одинаковые аккорды относительно друг друга. При этом трезвучия должны быть построены по натуральному или гармоническому звукоряду – то есть, не быть расширенными, уменьшенными, с удержанием, и так далее.
Что относится к родственным тональностям
Если вы видите, что в двух разных тональностях используется один и тот же аккорд – то эти ключи родственны друг к другу. При этом существует три степени родства, которые определяются в зависимости от места аккорда в звукоряде. Если аккорд на любой ступени в одной тональности является тоникой для другой – то это считается первой степенью родства. Вторая – когда трезвучие просто присутствует в тональности. Третья – отсутствие общих аккордов вообще.
Как определить родство тональностей
Для примера возьмем гамму до-мажор. Построив ее по натуральному звукоряду, мы получим следующие ноты:
C D E F G A B
Нам наиболее интересны пять ступеней – II, III, IV, V, VI. Седьмая ступень не является родственной, потому что через нее выстраивается только аккорд со знаком альтерации. Обратившись к кругу тональностей, мы получим следующие аккорды:
Dm, Em, F, G, Am.
При этом, если мы используем гамму гармонического мажора – понижаем шестую ступень ступень – то, у нас появляется аккорд Fm. Итого мы имеем шесть аккордов – и, соответственно, шесть тональностей.
Родственные тональности первого порядка находятся по названиям этих трезвучий, поскольку они являются тониками в их гаммах. То есть, родственными к до-мажору являются следующие ключи:
Ре-минор, Ми-минор, Фа-мажор, Фа-минор, Соль-мажор и Ля-минор.
Родственные тональности второго порядка должны просто содержать в себе хотя бы один из этих аккордов в своей гамме. В случае с до-мажором к ним относятся:
Ре-мажор – общий аккорд Ми-минор.
Си-бемоль-мажор – общий аккорд Ре-минор.
Ми-бемоль-мажор, Ля-бемоль-мажор, Ре-бемоль-мажор – общий аккорд Фа-минор.
Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru. 45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
Попытайтесь сами найти общие тональности второго порядка для до-мажора.
Читайте также: Последовательности аккордов
Родственные тональности на кварто-квинтовом круге
Внутри круга тональностей вы сможете найти только родственные ключи первого порядка. Для этого вам нужно выбрать желаемую тональность, отступить от нее один сегмент как по часовой стрелке, так и против, и выделить область из шести входящих в этом поле ключей. Это – не только список аккордов в тональности, которую вы выбрали, но и ключи с родством первого порядка. Если ваша тональность минорная – то просто выберите параллельный ей мажор.
Второй порядок можно получить схожим способом. Если области из шести аккордов, входящих в тональность, пересекаются друг с другом, то это родственные тональности второго порядка.
Родственные тональности мажора
Родственные тональности мажора расположены на следующих ступенях любой гаммы:
VI – здесь находится параллельная минорная тональность. Если она понижена – то она выстроена по гармонической субдоминанте, и является минорной
IV — субдоминанта
II – минорная тональность, параллельная субдоминанте
V — доминанта
III – параллельная доминанте минорная тональность
Родственные тональности минора
Родственные тональности минора расположены на этих ступенях:
III – параллельная мажорная тональность
IV — субдоминанта
VI – параллельная мажорная тональность субдоминанты
V – доминанта, либо гармоническая мажорная тональность.
VII – мажорная тональность, параллельная доминанте.
Обратите внимание на то, что в мажоре родственные тональности отсутствуют на седьмой ступени, а в миноре – на второй.
Популярное на сайте:
- Мелодии на гитаре
- Песни на 1 струне
- Разборы песен
- 45 видео уроков для начинающих
- Видео курс по игре медиатором
Поддержать автора можно на карту Сбербанка 2202 2004 1296 6077
«Си-бемоль-мажор – общий аккорд Ре-мажор»
По-моему, здесь ошибка. Общий аккорд — ре-минор
Исправил
Вы не могли бы приводить примеры? Допустим, «Чай вдвоём» или «Чай ля двоих». Там какое родство? Спасибо заранее.
Думаю в статье сейчас достаточно информации