Лады народной музыки. Общая информация
Содержание статьи
Перед тем, как европейская музыкальная теория окончательно оформилась в виде четких правил отношения нот друг к другу, народы мира использовали в своих песнях так называемые лады народной музыки. Они представляли собой структуры, очень схожие с теми гаммами, которые мы видим сейчас, однако имели свое построение и особый окрас. В данной статье мы подробно расскажем общую теорию ладов, как они развивались со временем и как выглядят сейчас.
История ладов народной музыки
В первую очередь, лады народной музыки ассоциируются с Грецией, поскольку носят названия греческих провинций, в которых они появились. Однако подобные семиступенные звукоряды на самом деле вовсе не изобретение греков. На деле структуры, подобные известным нам ладам, появлялись в разных местах земного шара в разное время. При этом названия ладов изначально не были статичны, они менялись вместе с тем, как развивалась и менялась музыкальная мысль. Стоит также упомянуть, что помимо ладов с семью ступенями, среди народов были распространены и пятиступенные лады – их мы сейчас называем пентатоники на гитаре.
Во время структуризации музыки во времена Средневековья и Возрождения, лады также нашли свое место в европейской теории. Сначала на их основе была выстроена система церковных хоралов, которую чуть позже стали называть церковными ладами.
С появлением темперированного строя можно говорить о пропаже разницы между ряда ладов и гамм – а именно, между эолийский и ионийским ладом и натуральным минором и мажором соответственно. Сейчас эти лады считаются полностью идентичными своим гаммам.
В двадцатом веке лады, до этого использовавшиеся очень сдержанно, пережили второе рождение. Это связано с повышенным интересом к народной музыке, который продолжается до сих пор. Самый известный пример ладов народной музыки в современных композициях – фригийский лад, который постоянно используется в тяжелом металле.
Отличия от обычной гаммы
Народные лады отличаются от обычных гамм двумя чертами. Первая – это повышенные или пониженные ступени, которые как раз и создают то самое характерное звучание конкретного лада. В случае гамм на гитаре, вам потребуется понять, какая нота находится на нужной ступени и поднять или опустить ее в зависимости от того, какое звучание хотите получить.
Кроме этого, народные лады – модальны, а не тональны. Это означает, что привычные гармонические отношения тоника-субдоминанта-доминанта в них выражается гораздо слабее. Если вы находитесь внутри лада, то вам совершенно не обязательно завершать фразу доминантой в тонику, вы вольны использовать любые гармонические и фразовые ходы, которые сочтете нужными или приятными с музыкальной точки зрения.
Для аранжировщиков это так же означает значительное расширение гармонических возможностей, поскольку при помощи ладов можно не только задать композиции определенную краску настроения, но и выстроить необычную гармонию, которая будет удивлять слушателя.
Группы ладов
Все народные лады разделяются на две группы.
Лады мажорного наклонения. Их отличительная черта – высокая третья ступень. К этим ладам относятся:
Лады минорного наклонения с низкой третьей ступенью. Это:
Список ладов народной музыки
Ионийский
Лад мажорного наклонения, который легче всего строить от ноты до. Не имеет в себе поднятых ступеней и соответствует натуральной мажорной гамме. Выстраивая его в тональности до-мажор вы получаете следующие ноты:
C – D – E – F – G – A – B
Данный лад параллелен Эолийскому минору.
Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru. 45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
Фригийский
Минорный лад, отличительная черта которого – пониженная вторая ступень в гамме. Отличается агрессивным, злым, очень мрачным настроением. Легче всего выстраивается от гаммы ми-минора. В нем вы получите вот такие ноты:
E – F – G – A – B – C — D
Лидийский
Лад мажорного наклонения с повышенной четвертой ступенью. Отличается возвышенным, радостным звуком. Легче всего строить от Фа-мажора, внутри этой тональности у лидийского лада будут следующие ноты:
F – G – A – B – C – D — E
Дорийский
Минорный лад, содержит в себе поднятую шестую ступень. По настроению – менее минорный и более радостный, светлый, восторженный. Легче всего строится от ноты Ре в тональности ре-минор. Является параллельным Лидийскому ладу.
D – E – F – G – A – B — C
Миксолидийский
Мажорное наклонение, в гамме понижена седьмая ступень. Легче всего его выстраивать от соль-мажора. Характерен для музыки Ирландии и кельтов, а также кантри, блюза и рок-н-ролла. Параллелен фригийскому ладу. В соль-мажоре имеет следующие ноты:
G – A – B – C – D – E — F
Эолийский
Минорный лад, который своим звучанием и структурой соответствует обычной минорной гамме. Легче всего выстраивается от ноты Ля:
A – B – C – D – E – F — G
Локрийский
Самый необычный лад. Внутри него понижены вторая и пятая ступени. Дает мрачное, таинственное, страшное звучание. Легче всего выстраивается из гаммы ля-минор:
B – C – D – E – F – G – A
Как вы уже заметили, основой для всех ладов народной музыки является гамма до-мажор. Каждой из гамм в народных ладах соответствует своя нота, и если внутри этой тональности играть тот же звукоряд, что вы играете внутри до-мажора – то вы автоматически будете находиться в интересующем вас ладу. При этом для того, чтобы построить народные гаммы в любой другой тональности, вам достаточно просто запомнить структуру гаммы до-мажор, и отталкиваться именно от нее.
Таблица ладов народной музыки
Название лада | Параллельный лад | Измененные ступени | От какой ноты проще всего строить |
Ионийский | Эолийский | Нет | C |
Лидийский | Дорийский | IV повышается | F |
Фригийский | Миксолидийский | II понижается | E |
Эолийский | Ионийский | Нет | A |
Миксолидийской | Фригийский | VII понижается | G |
Дорийский | Лидийский | VI повышается | D |
Локрийский | — | II, V низкие | B |
Популярное на сайте:
- Мелодии на гитаре
- Песни на 1 струне
- Разборы песен
- 45 видео уроков для начинающих
- Видео курс по игре медиатором
Поддержать автора можно на карту Сбербанка 2202 2004 1296 6077
Локрийский легче всего строится по гамме Am. А почему пример начинается с ноты B ?
Откуда берется ля мажор в ля минорной гамме ?? в некоторых песнях кто-нибудь ответьте
ведь С# не должен звучать в ля минорной тональности
7 ступень понижена- это правильно!!!!
Здравствуйте!
Хочется уточнить, что называть ступени пониженными или повышенными при описании народных ладов музыки в корне неправильно и неграмотно, ведь в даных ладах ступени низкие или высокие, поскольку это независимые лады и мы не сравниваем их с натуральними мажором/минором, чтобы сказать, что ступень понижена или же повышена.
Надеюсь, что исправите эту ошибку в последующих работах.
Здравствуйте. Я очень скептически реагирую на такие комментарии в силу того, что я не знаю, кто вы, то, что вам неважно кто писал статью, как ее вообще создавали, сколько людей над этим работали. Для вас важно лишь только мнение, которое у вас есть, которое хочется всем сообщить. Так вот, это наша версия изложения данного материала, он написан правильно и грамотно, бывает, проскакивают ошибки, и я на них оперативно реагирую. Но это не тот случай. Поэтому в статье все останется, так как задумано.
Здравствуйте! Хорошо, вопрос ставлю в ином ключе. Я не являюсь профессионалом и поэтому спрошу. Вся литература и преподаватели говорят о том, что лады рассматриваются отдельно и история с минором и мажором, где повышение и понижение ступеней вполне характерны, то остальные лады имеют четкую самостоятельную структуру. И я это понял так. История с повышением и понижением ступеней может относиться к тому, что можно повысить или понизить относительно какой-то изначальной последовательности. С минором или мажором понятно, там ступени повышаются или понижаются относительно ступеней натуральных последовательностей. А понижение и повышение ступеней в остальных ладах от чего происходит? Не сочтите за дерзость, Вы просто дайте мне вразумительное объяснение как профессионал обывателю.
Здравствуйте. Перечитал ваш вопрос много раз. Пишу ответ как обычный любитель, просто свои размышления. Если я правильно понял вопрос, исходная информация изначально пришла из народности и национальных музыкальных мотивов, которые имели характерное звучание. Которое потом уже техническим языком и условностями музыкальной науки определило сходство и обозначило их таким способом, которые описаны в статье.
Раньше чтобы сочинять и играть музыку не использовали все эти сложные термины и формулы, ее просто играли. Были закономерности звучания, которые у конкретных народов стали характерными и в современной музыке имеют сходства с гаммой, построенной от какой-то ноты с понижением и повышением ступеней. Могу предположить, что раньше об этом даже не думали, как им, что и куда понизить, все делалось на слух, каких-то точных формул не было. Они появились позже, информация о них как раз и написана в этой статье.
В том то и дело, что повысить или понизить можно только относительно чего-то. И тут нужно или опровергнуть или подтвердить, что любой лад он сам по себе имеет собственную структуру, например тон, полутон, тон, тон, тон, полутон, всё — это структура лада и ничего не повышено и не понижено. Если я не прав, то скажите почему, скажем структура мажора (натурального) ничего не имеет повышенным или пониженным, а вот, скажем дорийский со своей структурой что-то понижает и вопрос относительно чего — это его родные ступени? Уж не относительно ли мажора?! Или хуже того, белых клавиш? Если я не достаточно ясно задал вопрос, то кратко это надо подтвердить или опровергнуть, что каждый лад имеет свои собственные ступени, независящие от других ладов. Если да, то повышение тут не в кассу, иначе у обучающихся (у меня в том, числе) не стыковка. Если же нет, то все, что говорят преподаватели, музыканты о функциональности ладов, о ступенях — это неправда…
Вадим, что же тут непонятного? Ступени повышены или понижены по сравнению с тем звучанием, к которому привыкли ВЫ. То есть по сравнению с Ионийским и Эолийским ладами, знакомым вам мажором и минором, в которых пишет большая часть европейских композиторов. Конечно в Лидийском ладу четвертая ступень, это просто четвертая ступень для того, кто в этом ладу играет. Но ВЫ эту четвертую ступень слышите как повышенную. Потому что вы привыкли к мажору и минору. Вот вам и адресованы слова пониженная или повышенная ступень.
Теперь понятно, предполвгается, что все привыкли к тональной музыке
тут вопрос модальности и тональности возможно вам интересен, это система организации звуков, посмотрите видео про это лучше всего,тема сложная
Это просто мнемоническая техника. Чтобы не учить каждую последовательность нот, выучивают две, а остальные трактуют как выученные плюс маленькое изменение. Ни каких фундаментальных свойств в этих маленьких изменениях не усматривают, это просто видимое отличие расположения от принятого за условное базовое.
«Пентатоники на гитаре»? А что, на других инструментах их уже нет?
Фригийский лад в тяжёлом металле? Много найдёте чистого фригийского лада там вместо гармонического минора и Phrygian-Locrian Combined a.k.a. «Metallica Scale»?
Локрийский – минорное наклонение при уменьшённом-то тоническом трезвучии?
В эолийском нет изменённых ступеней? Мы, кажется, о народных ладах, а не о натуральном миноре. В нём b3, b6 и b7, во фригийском b2 b3, b6 и b7, в локрийском b2 b3, b5 b6 и b7.
«Нота, от которой легче поспорить»? Они строятся по интервалам, одинаково от любой ноты. Проще их только найти на фортепианной клавиатуре – максимум.
Кому-то определённо очень стоит сначала подтянуть собственные знания по теме, прежде чем лезть преподавать её другим…
Судя потому с какой ухмылкой, написан весь ваш комментарий, можно сделать вывод, что вы крутой музыкальный спец. И это хорошо! Радует то, что нас читают музыкально грамотные люди и наш труд имеет обратную связь. Но спешу вас огорчить, на счет «подтянуть знания», дело в том, что мы всегда чему-то учимся, развиваем себя и данный сайт. Если есть ошибки, то разбираем их и исправляем, если им есть место. Но во всех ваших заметках, с негативным очерком, прощупывается, не профессиональное, а обычное любительское мнение, не более! Отсюда следует, что разбирать детально ваши заметки, просто не имеет смысла.
Что касается фразы «Пентатоники на гитаре», то если вы не заметили, это активная ссылка (другим цветом), как раз на статью по таким же названием. Это навигация по сайту.
Огромное спасибо. Полезная статья
«В эолийском нет изменённых ступеней? »
Вопрос, на который еще мне никто не ответил: относительно каких ступеней они изменены и почему отсчет от тех предполагаемых ступеней ведется?
ступеней 7 образно, целые ноты, до ре ми фа со ля си , от целых нот и отталкивайся, например: Минор это пониженная 3 и 6 ступень, двигаясь по интервалам тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон, вот и от такой системы мы строим лады как и минор мы строим с целых ступеней
тут пример Эолийского лада на Ля строится для понимания,но это наоборот путает немного, Эолийский от Ля совпадает с целыми нотами
Но тут идет отсчет от Ля в Эолийском, от Ля до Ля уже и так сами по себе ноты являются полутонами необходимые.поэтому ничего не изменилось, а если мы построим от До, то придется менять,не смотря на то что параллельные тональности
В описании миксолидийского ошибочка у вас: седьмая не повышена, а понижена.
Здравствуйте. У нас все правильно, ошибки нет, т.к. в миксолидийском ладу 7-ая ступень понижена.
А у Вас написано «повышена». )
Я до этого смотрел только на картинке и в таблице, в самом описании пропустил, там действительно была такая ошибка. Все исправили. Спасибо, что уточнили!