Параллельные тональности. Общая информация
Содержание статьи
Знание параллельных тональностей – необходимая для любого музыканта вещь. С их помощью вы сможете не только выстраивать интересные композиции, но и качественно импровизировать, увлекая слушателя своими сольными партиями. В данной статье мы подробно расскажем, что такое параллельные тональности, как их найти и использовать в своей музыке.
Параллельные тональности таблица
Ниже представлена таблица со всеми тональностями и гаммами, которые строятся внутри них.
Мажорная тональность | Параллельный минор | Мажорная гамма | Минорная гамма |
C | A | C D E F G (A) B | A B (C) D E F G |
C# | A# | С# D# F F# G# (A#) C | A# C (C#) D# F F# G# |
D | B | D E F# G A (B) C# | B C# (D) E F# G A |
E♭ | C | E♭ F G A♭ B♭ (C) D | C D (E♭) F G A♭ B♭ |
E | C# | E F# G# A B (C#) D# | C# D# (E) F# G# A B |
F | D | F G A B♭ C (D) E | D E (F) G A B♭ C |
F# | D# | F# G# A# B C# (D#) F | D# F (F#) G# A# B C# |
G | E | G A B C D (E) F# | E F# (G) A B C D |
A♭ | F | A♭ B♭ C D♭ E♭ (F) G | F G (A♭) B♭ C D♭ E♭ |
A | F# | A B C# D E (F#) G# | F# G# (A) B C# D E |
B♭ | G | B♭ C D E♭ F (G) A | G A (B♭) C D E♭ F |
B | G# | B C# D# E F# (G#) A# | G# A# (B) C# D# E F# |
Какие тональности считаются параллельными
Параллельные тональности – это ключи, которые имеют внутри себя одинаковые ноты, но только расположенные в разном порядке. То есть, по факту, выучив одну мажорную тональность, вы легко сможете импровизировать в параллельном ей миноре. Самый простой пример здесь – это гамма До-мажор и Ля-минор, ноты, в которых одни и те же, но разная тоника.
Не стоит путать параллельные тональности и родственные. Второй тип определяется трезвучиями, которые можно построить на ступенях гаммы отдельного ключа. Каждая тональность имеет шесть родственных, и только одну параллельную.
Три вида параллельных тональностей
Разделяют три вида параллельных тональностей. Они различаются по тому, какие знаки альтерации находятся при ключах:
— Тональности без знаков альтерации. Иными словами, это тональности, состоящие только из полных нот, или из белых клавиш на фортепиано. Сюда относится ровно одна пара: C maj и A min.
— Тональности с диезами. Сюда относят семь пар, при ключах которых есть диезы. Это тональности: G maj – E min; D maj – B min; A maj – F# min; E maj – C# min; B maj – G# min; F# maj – D# min; C# maj – A# min.
Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru. 45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
— Тональности с бемолями. Сюда также относится семь пар, но теперь при их ключах есть бемоли. Список данных ключей следующий: F maj – D min; B♭ maj – G min; E♭ maj – C min; A♭ maj – F min; G♭ maj – E♭ min; C♭ maj – A♭ maj.
В чем отличие параллельных тональностей
Отличий не так много. Как мы уже знаем, в параллельных тональностях совпадают ноты. Разница только в двух вещах:
— У параллельных тональностей разные тоники, от которых выстраивается гамма.
— Разные наклонения. Мажорные ключи звучат открыто и торжественно. Их минорные близнецы – печально и грустно.
Как найти параллельную тональность
Прежде всего, давайте вспомним, из чего состоит гамма. Каждая нота внутри нее – это ступень, которая обозначается своим номером по возрастанию. Если вы знаете ее номер, то легко сможете определить тонику, от которой начинается нужный ключ.
— Чтобы найти параллельную тональность минора, вам нужно взять третью ступень минорной гаммы и от нее сыграть все следующие ноты. Например, в Ля-миноре следующие звуки: A B C D E F G. Третья ступень – До, то есть, C. Все оставшиеся ноты и составляют мажорную гамму.
— Параллельная тональность мажора ищется точно так же, разница только в том, что нам нужна шестая ступень. Аналогично предыдущему примеру: в до-мажоре следующие ноты – C D E F G A B. Шестая ступень A – и это и есть тоника нужного нам минора.
Использование параллельных тональностей
- Теоретическое использование – запоминание нот. Гораздо проще запомнить только мажорную гамму и то, какому ключу она параллельна, чем отдельно учить каждую тональность.
- Переход композиции в другое настроение. Из-за того, что ноты внутри параллельных ключей одинаковы, вы можете без проблем поменять тональность, и настроение песни. Конечно, модуляция в этом плане более эффективна, однако вы можете экспериментировать с этим, создавая более интересное музыкальное полотно.
Популярное на сайте:
- Мелодии на гитаре
- Песни на 1 струне
- Разборы песен
- 45 видео уроков для начинающих
- Видео курс по игре медиатором
Поддержать автора можно на карту Сбербанка 2202 2004 1296 6077